Весной на российские экраны вышла картина Николая Лебедева «Экипаж». Более подходящего фильма для очередного «Разбора полетов» нельзя было придумать, и мы вместе с летчиком Евгением Лебедевым отправились в кинотеатр.
Самой известной работой режиссера Николая Лебедева на данный момент остается «Легенда №17» — один из наиболее успешных российских фильмов за последние 10 лет. Сценаристы сильно изменили биографию Харламова, но лента от этого не стала хуже. Поэтому, собираясь в кино, мы надеялись, что эта работа будет на уровне. Заранее скажем, что этот материал — не рецензия в ее обычном понимании. Фильмы Лебедева не о хоккее или авиации, а о людях. А мы расскажем интересующимся о том, чем пришлось пожертвовать команде фильма ради хорошего сюжета.
В кино: Герой Данилы Козловского Андрей Гущин работает вторым пилотом на стареньком АН-12 70-х годов выпуска. Этот самолет летчик поднимает в воздух ориентируясь по современным дисплеям в кабине.
В жизни: Никаких таких дисплеев в АН-12 нет, а то, что мы видим в картине, снималось в кабине Airbus-320. Если спуститься с небес на землю, то это все равно что снаружи бы у вас была УАЗ «буханка», а внутри Range Rover.
В кино: Во время выполнения штатного полета экипаж принимает решение забрать с вулканического острова Канву людей, пострадавших во время землетрясения. Своими героическими действиями Гущин спасает несколько десятков пассажиров, застрявших по дороге в аэропорт. Падение водонапорной башни на взлетно-посадочную полосу на секунду заглушает пламя, и этого времени хватает Гущину, чтобы, прочертив хвостом машины по асфальту, подняться в воздух.
В жизни: На Ту-204 установлена защитная система, запрещающая тянуть штурвал на себя с темпом позволяющим достичь удара хвостом о землю.
В кино: Самолет, пилотируемый Гущиным, пробивается через вулканический пепел. Один из двух двигателей загорается, и пилот выключает его после нескольких неудачных попыток устранить проблему. В салоне в этот момент бортпроводники оказывают первую помощь пострадавшим.
В жизни: В Ту-204 дым из горящего двигателя практически моментально попал бы в салон через систему кондиционирования воздуха. В результате чего пассажиры бы погибли.
В кино: Самолет Гущина на одном двигателе заходит в воздушное пространство аэропорта Елизово в Петропавловске-Камчатском. Лайнер касается земли, звучит команда: «Реверс», машина сваливается на крыло и останавливается.
В жизни: Команда «Реверс» при одном работающем двигателе моментально влечет за собой резкий разворот самолета в сторону, увод его с ВПП, поломку шасси и двигателей, далее, скорее всего, кувырок и взрыв.
В кино: У АН-12, в котором находится Зинченко и часть спасенных людей, заканчивается топливо. Гущин принимает решение натянуть между двумя самолетами трос и переправить по нему людей.
В жизни: Начнем с того, что Ан-26 и Ту-204 с одним работающим двигателем не могут держать одну и ту же скорость и высоту. Даже если идеализировать происходящее и допустить, что это возможно, переползающие по канату люди не смогли бы противостоять потоку воздуха на скорости в 300 км/ч…На этом, пожалуй и закончим.
Кстати
В классическом фильме Александра Митты, конечно, тоже не все было гладко с практической точки зрения. Взять хотя бы эпизод с ремонтом самолета в воздухе. Так вот, попытка эта, увы, закончилась бы печально. Летчик моментально бы оказался внутри турбины. Поток воздуха в месте его выхода из самолета усиливается из-за особенностей конструкции воздухозаборника, поэтому у него не было бы ни одного шанса.