С тех пор как компанию Revolut оценили в $1,7 млрд, о ее создателе выпускнике МФТИ Николае Сторонском написали все. Мы хотим поделиться интервью с Николаем, которое он дал ЗН два года назад. В тот момент компания привлекла £50 млн инвестиций.
В 2014 году, закончив карьеру трейдера, выпускник ФОПФ 2007 года Николай Сторонский создал Revolut — глобальную альтернативу локальному банковскому счету. Дебетовая карта позволяет хранить деньги в долларах, евро и фунтах стерлингов. Если средств в одной из трех валют хватает для проведения операции, сумма списывается с соответствующего счета. Когда пользователь хочет расплатиться в другой валюте или денег, скажем, в фунтах стерлингов, не хватает, то в момент совершения транзакции происходит конвертация по межбанковскому валютному курсу, который на 3-5 процентов выгоднее, чем розничный. Редакция журнала «За науку» пообщалась с Николаем и попыталась рассказать историю создания и развития Revolut — global money app.
Что вдохновило вас на идею создания Revolut? Вы изначально были уверены в успехе проекта?
Мне хотелось делать что-то свое, а не просто быть наемным работником. После того как я закончил МФТИ, я поехал в Лондон на стажировку в Lehman Brothers — работать в трейдинге. Они мне предложили остаться. Я работал у них два года, потом в Credit Suisse еще пять лет. Уже во время работы я начал думать над созданием собственного стартапа.
У меня было несколько идей, от микрокредитования до электронной коммерции. Я все взвесил, проранжировал по вероятности хорошего выхлопа и выбрал Revolut как наиболее перспективную идею, поэтому я был уверен в успехе на 100 процентов.
В начале нашим продуктом был счет плюс карточка, которая тебе позволяла платить по самому лучшему курсу. То есть на 500 евро, которые ты тратишь, 40 евро экономятся, что в принципе довольно много. Так как я сам жил в другой стране, я хотел нацелить продукт на экспатов, поэтому наша карта позволяла пользователю отправлять деньги за границу по самому лучшему курсу бесплатно. Так мы начинали. В течение двух лет мы добавляли разные фишки, например сейчас можно брать кредит, есть премиум аккаунт, есть бизнес аккаунт. Сейчас мы даже начали делать страховки, запускаем wealth management. Как Амазон, который начал с продажи книг, а потом потихонечку добавил и другие товары, так и мы двигаемся в сторону one-stop solution for financial services.
Что больше всего вас удивило, когда вы начали вести бизнес?
Больше всего меня удивило расслоение людей. Только когда я ушел из банка, я понял, что в моей индустрии качество людей на порядок выше чем в других сферах. В топ-индустрии очень жесткий отбор, и он начинается довольно рано: сначала нужно попасть в хорошую школу, потом в хороший университет, потом те, кто проявляют себя хорошо, едут на стажировку, и последний отбор — самые успешные получают работу. В результате получается такое расслоение: в инвестиционной индустрии работают очень качественные люди. И когда я ушел в пэймент-индустрию, заметил, что качество людей хуже в плане мозгов, исполнительности, организованности и энергии, с которой они работают.
Инвестиции, которые вы привлекли в этом году для Revolut, оценивают в 50 миллионов фунтов. При этом компания планирует собрать 4 миллиона фунтов на краудфандинге. Почему вам это интересно?
Уже собрали. Мы делали краудфандинг дважды. Причем делали это больше не из-за денег. Краудфандинг — это прекрасный маркетинговый ход, когда ты позволяешь своим пользователям инвестировать в себя. В результате они становятся агрессивны в привлечении других юзеров. Проще говоря, мы нанимаем несколько тысяч маркетологов за их же деньги. Как и в самом начале развития компании, наша команда не тратит деньги на маркетинг.
С какими самыми тяжелыми проблемами вы столкнулись, когда только начинали свой бизнес?
В разные времена были разные челленджи. Вначале было психологически сложно. Я работал в банке на трейдинг-доске, был суперуспешным трейдером с огромным PnL, с огромной компенсацией. А потом пришлось с нуля начинать, не было офиса, я работал в Старбаксе. И это большой скачок вниз, психологически это очень тяжело.
Когда бизнес был уже запущен, тяжело было поднять деньги, найти инвесторов, сделать банковскую инфраструктуру. Чтобы найти инвесторов надо уже иметь продукт и команду.
Расскажите о первых шагах и главных сложностях в развитии компании.
Самая большая сложность — найти хорошую команду и сделать банковскую процедуру: заключить контракты, чтобы получить доступ к банковской среде. Я «убил» на это около девяти месяцев. После этого команда выросла до 10 человек и нужно было поднимать деньги. Когда нам это удалось, у нас уже появились клиенты, хороший flow и обороты. Нас даже пытались закрыть несколько раз, потому что мы уже тогда составляли конкуренцию.
Сейчас самое сложное — это о провести интернациональную экспансию вне Европы. Если сможем успешно запустить две страны и построить процесс, мы танковой бригадой двинемся на остальные страны, потому что уже будем знать, как делать правильно, то есть у нас будет отлаженный процесс, отлаженная методика. Это будет самым трудным процессом.
Как набирали команду?
Сначала я нанимал сам, а потом уже люди из команды сами набирали к себе новых сотрудников. В первые два года я совершил много ошибок. Сейчас, возвращаясь назад, я бы не стал нанимать некоторых людей. Сначала ты учишься, а потом у тебя в голове просто создаются темплейты, на что надо обращать внимание, а на что не обращать. Помню, когда начинал, поставил себе вопрос, как мне за час определить, толковый человек или нет. Я выписал кучу вопросов, но со временем это все смылось и осталось три вещи: насколько человек замотивирован, второе — его IQ и скиллы, и третье — это энергия, с которой он готов работать.
Что должны знать начинающие молодые предприниматели? Что они НЕ должны делать?
Самое главное — это идти к своей цели, не обращая внимания ни на что. Найти любой способ, какой только возможен, а он всегда существует. Нужно четко следовать своим принципам и не тратить время на ненужные встречи. Я понял, что моя задача — сделать продукт и продать его людям. Я задавал себе вопрос: поможет ли мне эта встреча или эта конференция сделать продукт лучше? Если ответ нет, то зачем это надо? Поэтому я трачу 5 процентов своего времени на встречи и 95 процентов — на продукт и команду.
Что должно случиться в следующие 12 месяцев, чтобы вы сказали, что «сейчас все идет как надо»?
Когда миллиард долларов заработаем, тогда немного расслабимся.
Чему вас научил Физтех, что на данный момент вам кажется наиболее полезным?
Я очень мало встречал в своей жизни людей, которые бы отличались правильным умением решать задачи. И Физтех формирует у выпускников эту способность успешно решать любые поставленные задачи.
Материал был опубликован в журнале «За науку» в выпуске №2 2017 года.