Этим выпускником гордится не только Физтех, им гордится вся страна. Он — лауреат Нобелевской премии по физике 2010 года, рыцарь-бакалавр, член Лондонского королевского общества, один из самых влиятельных ученых по версии Thomson Reuters, профессор в Манчестерском университете. Он играет по средам со студентами в футбол и увлекается рисованием (одна из работ находится в коллекции президента Китая Си Цзиньпина). Для него идеальный день — это когда удалось сделать то, что до этого момента никому не удавалось. Константин Новосёлов (или Костя, как он представляется уже много лет) — выпускник факультета физической и квантовой электроники МФТИ (сегодня это Физтех-школа электроники, фотоники и молекулярной физики — прим. ред.).
У меня было достаточно баллов для поступления на любой факультет — ФОПФ, проблемы, кванты. Выбирая факультет при поступлении, я много разговаривал со знакомыми студентами и в последний день решил перенести документы с ФОПФа на ФФКЭ. Это было скорее сумбурное, не очень осознанное решение, однако в итоге этот факультет меня нисколько не разочаровал.
Студенческие годы всегда самые лучшие. Друзья, свобода, новые впечатления. Жизнь на Физтехе была нескучной сама по себе. Теперь приходится прикладывать для этого некоторые усилия.
«Физтех» для меня — как национальность. Сразу знаешь, на каком языке общаться с человеком.
А чего мне смотреть юмористические шоу? Я сам шучу.
С российской системой образования я знаком только понаслышке. Различие между советской и британской высшей школой определенно есть. Советское образование — более структурированное, более направленное. Возможно в нем меньше свободы, но за счет этого больше структуры и материала. Физтеховская система базовых кафедр позволяет заниматься наукой и общаться с научным руководителем на ранней стадии.
В британском образовании, конечно, нет базовых кафедр. Однако здесь все переложено на плечи самих студентов — сам находи научного руководителя, если сможешь, сам развивайся. С одной стороны, это требует усилий, с другой — развивает независимость, важное качество для ученого.
Я сменил несколько базовых кафедр, пока не попал в Черноголовку. В начале 90-х мало научных институтов блистали инициативностью. В Черноголовке все еще оставался какой-то оптимизм, инициатива и мотивация. Эти же качества я сейчас ищу в своих студентах.
В моей лаборатории не так много физтехов, однако все они — хорошие ребята. С мозгами и мотивированные.
Преподавание — колоссальная, очень тяжелая работа, при этом с не очень большой отдачей. Если студенты все поняли — это их заслуга, а если запутались — то виноват преподаватель. В данный момент я преподаю очень мало, поскольку у меня профессорская стипендия от Королевского Общества.
Успех графена сложно повторить. Графен, действительно, интереснее многих других двумерных материалов. Он самый простой и, в то же время, содержащий в себе самое большое количество необычных свойств. Сложно предсказывать, повторит ли какой-то материал успех графена, но это и не важно. Наука движется вперед, и если просто повторять старые эксперименты или даже искать старые эффекты в новых материалах — ничего полезного из этого не получится. Наука развивается по своим законам, а мы — только лишь посредники между наукой и ее объектами. Пытаться повторить успех графена, наверное, невозможно.
Меня всегда увлекала двумерная физика. Сейчас я занимаюсь другими двумерными материалами, например, мы научились получать двумерные сверхпроводники и двумерные ферромагнетики. Также мы делаем искусственные материалы на основе двумерных кристаллов — Ван-дер-Ваальсовы гетероструктуры. Здесь есть простор как для их практического применения, так и для новой физики
Впечатления от встречи с министром образования и науки очень позитивные. Обсуждали проблемы науки в России, я высказал свое мнение, и мы поговорили о том, как можно исправить ситуацию, как привлечь молодежь в науку, вернуть престиж профессии, как сделать так, чтобы ученые в России занимались более амбициозными и интересными проектами. У меня сложилось впечатление, что какие-то шаги в этом направлении будут предприниматься.
В Великобритании толерантно относятся ко всем иностранцам — неважно, русский ты, или нет. Это, наверное, другой уровень толерантности, когда не просто к иностранцам относятся, как к своим, а когда такое деление «своих» и «чужих» в принципе отсутствует.
Я голосовал против Brexit. Однако, это не помогло.
Откуда мы знаем, почему появляются одаренные и мотивированные люди: может, они появляются вопреки, а не благодаря нашим усилиям? Воспитание мозга молодого человека — очень сложная область, не возьмусь ее обсуждать. Но точно могу сказать одно: появляются ребята с хорошими мозгами, мотивацией и желанием работать в науке. Причем, наверное, с такой-же частотой как и раньше. Если судить по этому критерию — то никакого кризиса научного образования в мире нет.
Мои дочери очень разные — у одной однозначно есть склонность к техническим наукам, другая больше гуманитарий. И, ко всему прочему, обе уже играют в футбол лучше меня (хотя это и не показатель — я тот еще футболист). Пока слишком рано судить о том, пойдут ли они в науку или в футбол, но я буду стараться, чтобы они развивали свои способности, получали образование и чтобы им было интересно учиться. А дальше — дело за ними.
Рядом с молодым человеком должен быть кто-то, кто вовремя «подтолкнет» в какую-то область. Возможно, без такого толчка сложно определиться. Причем уровень поддержки в плане углубленного изучения физики или математики тут совершенно вторичен — важен сам факт ее присутствия.
У меня были замечательные преподаватели в школе. Хотя школа была совершенно обычная.
Хотелось бы пожелать Академии наук помнить о том, что Академия наук и Наука это не совсем одно и то же. И развивать надо именно Науку.
По средам я играю со студентами в футбол. А еще рисую немножко.
Инновации могут быть столь же увлекательным занятием, как и наука, и на это совершенно не зазорно потратить свою жизнь.
Материал опубликован в выпуске №2 журнала «За науку» в 2017 году.
Физтех привлекает талантливую молодежь к прорывным исследованиям со всего мира. Если ты хочешь стать частью этой большой научной вселенной, изучать двумерные материалы как Костя Новоселов или квантовые технологии как Михаил Лукин, тебе интересны биофизика, искусственный интеллект, арктические и космические технологии, то двери лучшего технического вуза страны для тебя всегда открыты.
3