Направление космических исследований в рамках Физтех-школы аэрокосмических технологий стало выбором первокурсника Роберта Зильберштейна при поступлении. До этого Роберт учился в лицее «Фотон» города Гюмри в Армении. Его история — о том, что не стоит бояться задавать вопросы, не стоит бояться того, что пока не знаешь на них ответов: главное — не копить непонимание.
С чего все началось: первые шаги в обучении
С детства я любил исследовать природу, особенно движение в различных его формах, делал опыты с разными материалами. Но потом это переросло в желание давать точное описание всему этому: в любовь к физике. А без математики физику понять нельзя. Я всегда воспринимал математику только как инструмент, так как сама по себе она работает только с абстрактными вещами, а я хотел работать с реальными.
Путь на Физтех
У нас в школе каждый год появлялись плакаты про разные олимпиады. Были и про «Физтех». В какой-то момент я начал в них участвовать просто так, через некоторое время заинтересовал и сам вуз. В онлайн-этапах «Физтеха» были достаточно сложные задачки, и давали на них много времени. Из этого я как-то понял, что в самом МФТИ, наверное, точно также. А чем задачи сложнее, тем учиться интереснее.
При подготовке к олимпиаде «Физтех», да и вступительным испытаниям (их я бы сдавал, если б с олимпиадой ничего не вышло) я испытывал трудности, не совпадали школьные образовательные программы: русская и армянская. Там, где мы иногда проходили темы поверхностно, в русской программе было много материала, он был и в олимпиадах. К счастью, я быстро определился, что хочу учиться именно в России, и начал готовиться.
Кто помог сделать выбор?
Мне о Физтехе рассказали мои учителя по математике и физике. Время от времени они участвовали в международных конференциях, которые иногда проходят как раз-таки на Физтехе. Так что все новости и ответы на мои вопросы были именно оттуда, с конференций. Учителя рассказали и про внутренние испытания МФТИ, и про олимпиаду «Физтех». Еще с выбором мне помог мой знакомый, который окончил МФТИ лет 20 назад, а теперь преподает.
Учеба, сессия: ожидание vs реальность
Реальность оказалась еще лучше, чем я ожидал. То есть я получил гораздо больше, чем ожидал. Даже можно сказать, слишком много.
Назад в прошлое — советы в будущее
Моя подготовка к олимпиаде не была идеальной. У нас есть олимпиадные кружки, на которые я ходил, но не так быстро все понимал. Поэтому некоторые одногруппники из кружка быстро проходили задачи, а я не успевал. Стеснялся из-за этого, не ходил, забросил.
А ведь это не было важно: не успеваешь, понимаешь меньше или знаешь меньше. Надо ходить и стараться по максимуму. Не нужно бояться ничего, даже провалов. Если даже случается провал, то это дает опыт, который поможет в следующий раз.