В связи с реставрацией картины Дмитрия Левицкого «Портрет Ф. П. Макеровского в маскарадном костюме» (1789 г.) ученые из МФТИ, ИОНХ РАН и Третьяковской галереи, в собрании которой находится полотно, провели комплексное исследование портрета. Отчет о совместной работе химиков, физиков и искусствоведов опубликован в журнале Heritage Science.
Портрет Фавста Петровича Макеровского — один из шедевров зрелого творчества мастера и редкий пример детского парадного костюмированного портрета в русской живописи. Тем не менее, грубые реставрационные вмешательства вековой давности, толстые слои старого пожелтевшего лака и повреждения красочной поверхности неясного происхождения искажали эстетическое восприятие образа. Перед реставратором Татьяной Серегиной была поставлена непростая задача максимально, насколько это сегодня возможно, приблизить портрет к первоначальному облику, при этом не затронув авторский слой живописи.
«Нашу лабораторию и научный коллектив Третьяковской галереи связывает методическое сотрудничество, которое в 2017 году при поддержке главного хранителя Татьяны Городковой было скреплено соглашением между МФТИ и галереей, — рассказывает Виктор Иванов, руководитель центра испытаний функциональных материалов МФТИ. — В рамках этого соглашения мы совместно разрабатываем подходы к проведению комплексных исследований произведений живописи с применением современных методов локальной диагностики материалов и наноматериалов. Накопленный методический багаж позволил нам продуктивно участвовать в предреставрационных исследованиях произведения Дмитрия Левицкого с целью установления границ авторской живописи».
В исследовании участвовала большая команда с обеих сторон. Помимо ученых из МФТИ и ИОНХ РАН, в работу были вовлечены реставраторы, искусствоведы, технологи и химики от Третьяковской галереи.
Анализ состава художественных материалов позволил не только более взвешенно подходить к выбору методов реставрации, но и приблизиться к решению одного научного вопроса. Полотно портрета состоит из трех частей, и, хотя принадлежность основного холста Левицкому не подлежала сомнению, было неясно, когда могли быть добавлены две другие полосы основы, на которых написан фрагмент изображения ниже колен модели. Хотя пришитые к основному полотну надставки видны на фотографиях начала XX века, сомнения возникли из-за различной структуры швов между тремя фрагментами: верхний шов аккуратный, а нижний — более грубый.
«Последняя реставрация портрета была проведена в 1914 году, — рассказывает один из авторов исследования, Николай Симоненко из Института общей и неорганической химии РАН и МФТИ. — Мы провели комплексный предреставрационный анализ состава художественных материалов. Это позволило установить, что надставки действительно принадлежат Левицкому».
Художник «спешил»?
Исследование грунта показало различия между основным полотном и надставками. Характерный для работ Левицкого двухслойный грунт обнаружился лишь на основной части портрета. Дальнейший анализ грунта на обеих надставках выявил их схожесть между собой по структуре и составу. В свою очередь, они оказались близки нижнему из двух слоев грунта на основной части полотна картины.
Авторы статьи предполагают, что у художника было больше времени на первом этапе работы. Вероятно, композиция картины вышла за рамки тщательно подготовленного холста, и тогда Левицкому пришлось пришить сначала одну надставку, а потом и другую.
Малахитовый пигмент
Анализ красочных слоев показал сходный состав по всему полотну, включая обе надставки. В частности, зеленый пигмент присутствует на каждой из трех частей и имеет одинаковое происхождение: методом ИК-спектроскопии удалось идентифицировать его как малахит.
Интересно, что ни один другой из почти десятка использованных методов анализа не смог обнаружить малахит, хотя элементный анализ обеспечил косвенное подтверждение: в зеленой краске нашли соединения меди. Именно поэтому, по словам ученых, было важно задействовать столь широкий набор инструментов.
Единое происхождение обеих надставок дополнительно подтверждено анализом коричневого пигмента. Для этого использовались методы ИК-, КР-спектроскопии, растровой электронной микроскопии с рентгеноспектральным микроанализом.
В итоге анализ красочного слоя показал, что он в полной мере принадлежит автору произведения, а приставные полотна и основная часть портрета связаны единым творческим процессом.
Изящные искусства и точные науки
В подобных исследованиях желание химиков и физиков получить максимально подробные результаты неминуемо сталкивается со стремлением музейщиков и реставраторов сохранить произведение в первозданном виде.
«На мой взгляд, именно наличие в команде искусствоведов, химиков и физиков стало залогом успеха в этой работе, — считает Иван Волков, главный научный сотрудник лаборатории МФТИ. — Проводились регулярные совещания с участием команды Третьяковской галереи и нас, материаловедов. Нам пришлось постепенно вырабатывать общий язык, но это того стоило. Методики отбора проб и используемые инструменты также проходили согласование с Галереей».
Исследователи должны были предельно аккуратно отбирать образцы. Права на ошибку не было: требовалось извлечь максимум информации из каждого образца и искать компромиссные решения, чтобы не причинить вред произведению. Например, некоторые образцы отбирались с кромок картины.
Новые открытия
Столь комплексный анализ живописи Левицкого проведен впервые. Специалисты Третьяковской галереи говорят, что, помимо значимого вклада в подготовку реставрационного задания, он помог расширить представления не только о творчестве художника, но и о художественной практике русской живописи конца XVIII века. Теперь, когда методология отработана и успешно апробирована, ее можно применять к другим произведениям. Тем временем, реставрация портрета Макеровского уже завершается, и вскоре произведение вернется в основную экспозицию. Работа реставраторов началась задолго до публикации в Heritage Science и продлилась около полутора лет.