Татьяна Кузьмина — выпускница кафедры аэрофизического и летного эксперимента ФАКТ. Результаты работы Татьяны в области композиционных материалов используются при выполнении НИР на базе ФГУП «ЦАГИ» по госконтрактам и заказам предприятий, а также при квалификации композитов по требованиям Авиационных правил.
Как начинается путь на Физтех
Первые мысли о поступлении появились благодаря моей школьной учительнице математики — именно она предложила пройти вступительные экзамены в ЗФТШ при МФТИ. Так начался мой путь на Физтех. В старшей школе я принимала участие в олимпиаде «Физтех», но, к сожалению, призером не стала. По физике не хватило одного или двух баллов, поступала по ЕГЭ. Я подавала документы на тогда еще факультеты: ФРТК, ФИВТ и ФАЛТ. Но даже с поступлением не получилось гладкой истории — баллов хватало по нижней границе и, скорее всего, я смогла бы поступить на ФАЛТ во второй волне, однако для уверенности был выбран путь целевого обучения. Моей базовой организацией стал ЦАГИ.
О списанных самолетах и мечте стать пилотом
Во Владимире есть аэродром, и там стоят списанные самолеты. Когда мне было лет семь, я попала туда на экскурсию и даже посидела за штурвалом. После этого я полюбила самолеты — мне нравилось летать, мне нравилось следить за пролетающими в небе машинами. Какое-то время я даже мечтала стать пилотом гражданской авиации. Однако от этой мечты пришлось отказаться, тогда я решила хотя бы участвовать в создании летательных аппаратов. И это желание меня привело на ФАЛТ.
Оба моих родителя имеют техническое образование, поэтому можно сказать, что мой путь был предопределен.
Механика композитов и «Кузьмина, вам все понятно»?
У нас было много интересных предметов от разных кафедр. Больше всего мне нравились курс линейной алгебры и аналитической геометрии, лабораторные работы по электричеству, курс по 3d-моделированию. Однако больше всего мне понравился предмет, который стал тематикой моей научной работы в магистратуре, — механика композитов. Ее преподавал Александр Олейников, он стал моим научным руководителем. Я хотела бы выразить ему благодарность за свои научные успехи, которые я сделала в магистратуре.
Было очень много историй, которые мне запомнились за время обучения. Но чаще всего я рассказываю историю про Александра Бурмистрова. Он вел у моей группы семинары на первом курсе по линейной алгебре и аналитической геометрии, а также курс по теории матриц. Методы нахождения собственных значений и собственных векторов матрицы, которые он нам показывал, были легкореализуемые и очень запоминающиеся. Его любимый вопрос ко мне был «Кузьмина, вам все понятно?», и звучал он каждый семинар. Однако именно благодаря этому я до сих пор успешно применяю методы линейной алгебры в своей работе.
О работе и дипломной работе
Применение композиционных материалов в летательной технике — достаточно актуальная сейчас тематика, потому что без них очень трудно добиться развития авиации в будущем. Уже сейчас современные новейшие самолеты — Аirbus А350 и Boeing 787 Dreamliner — состоят из композитов на 50 или более процентов, в то время как новейший самолет российского производства МС-21 — только на 35 процентов. Применение композиционных материалов вызывает некоторые сложности: улучшение конструкции самолета невозможно без полноценного понимания их поведения, которое сильно отличается от механики традиционных для авиастроения металлов.
Применение композитов в летательных аппаратах требует точного изучения упругих и прочностных характеристик элементов, созданных из новых материалов под действием нагрузок. Эти расчеты проводятся по паспортным характеристикам монослоев в составе пакета. Существует разница между характеристиками отдельного пакета и характеристиками монослоя в составе пакета. В моей дипломной работе я работала над этой темой, и итогом стало предложение по улучшению формул для расчета упруго-прочностных характеристик пакетов.
Про хобби и будущее
Я много времени уделяю научной работе, но всегда оставляю место для своих увлечений — люблю заниматься рукоделием, играть в шахматы. Я участвовала в командном турнире по шахматам среди студентов и заняла второе место среди девушек.
Дальше я собираюсь идти в аспирантуру и продолжать научную работу. Сейчас я работаю в команде по взаимодействию с абитуриентами и планирую продолжать. Конечно, как и любой ученый, я хотела бы совершить какое-то открытие и оставить свое имя в истории.
Я благодарна нашему институту за то, что здесь я смогла найти любимое дело по научной работе и раскрыть свой потенциал. Мне грустно от того, что немногие выпускники остаются в науке. Я хотела бы, чтобы научная работа стала престижнее в России.
Несколько советов абитуриентам:
- ничего не бояться;
- не сомневаться в своих силах.