Эпоха авантюризма
Конец XIX— начало XX века — время двух великих состязаний: за покорение Северного и Южного полюсов. В ту эпоху достичь первым этих географических точек было вопросом национального престижа. Ученые, военные, путешественники и авантюристы искали деньги и снаряжали корабли, чтобы оказаться первопроходцами.
Сначала был «побежден» Северный полюс. В 1908 году американец Фредерик Кук заявил, что достиг полюса на собачьих упряжках в сопровождении двух эскимосов. Словам Кука не поверили, и годом позже его соотечественник Роберт Пири повторил его результат в сопровождении афроамериканца Мэтью Хенсона и четырех эскимосов. Эта новость также была встречена сообществом с недоверием, тем не менее сейчас первооткрывателями признаются оба путешественника.
Так или иначе, после экспедиций Кука и Пири на планете остался один непокоренный полюс недоступности — Южный. Ожидалось, что борьба за него будет идти между США и Великобританией, но американские полярники сосредоточились на Арктике, а соперником британца Роберта Скотта неожиданно стал норвежец Руаль Амундсен. В итоге последний и оказался «победителем».
Планы изменились
К началу экспедиции на Южный полюс Руаль Амундсен уже был опытным полярником. В 1897–1899 гг. он в составе команды корабля «Бельжика» пережил полярную ночь в Антарктиде, где спас экипаж от цинги, переведя всех с привезенного провианта на свежее тюленье мясо. В 1909 году Руаль активно готовился к экспедиции на Северный полюс, и когда Кук и Пири объявили о своих успехах, Амундсен тайно поменял маршрут и направился в Антарктиду — быть вторым на полюсе он не хотел, да и команда была готова.
Амундсен внимательно готовился к предприятию. Для хождения по морю он приобрел легендарный корабль «Фрам», построенный и использовавшийся для экспедиции Фритьофа Нансена из Берингова пролива в Атлантику через Северный полюс. «Фрам» был небольшим и надежным кораблем с толстой обшивкой, уже доказавшим свою прочность и пригодность для хождения в полярных районах. Амундсен не доверял достижениям научно-технического прогресса. Вместо этого он полагался на опыт народов севера, привыкших выживать в холоде — в экспедиции использовались эскимосские меховые одежды и ездовые собаки. Кроме того, большое внимание норвежец уделял питанию — помог опыт, полученный на «Бельжике».
В «штурмовую группу», покорившую полюс, входили крепкие сильные мужчины, хорошо ходившие на лыжах, и умевшие управляться с собачьей упряжкой. Каждый из них знал план экспедиции, свою роль в процессе. Выбранная стратегия, маршрут, правильно выстроенная работа команды и подходящая экипировка стали ключом к триумфу Амундсена.
Английское благородство
В отличие от норвежца, Роберт Скотт готовился к покорению Южного полюса без спешки и изначально планировал экспедицию именно в Антарктиду. В 1901–1904 гг. он уже был на южном континенте, тогда удалось достичь 82º ЮШ.
Роберт покинул Новую Зеландию и направился к Антарктиде в ноябре 1910 году. Для обеспечения экспедиции по покорению Южного полюса, а также проведения параллельно со штурмом исследовательских работ в Южном океане Скотт использовал барк «Терра Нова». Корабль был крупнее «Фрама» в несколько раз, требовал большего экипажа, был на 20 метров длиннее и имел в 2 раза большее водоизмещение.
В экспедиции применялись современные технологии тех лет: самоходные машины и одежда из новых материалов. Помимо моторизированных саней, для путешествия по ледяному материку планировалось использовать пони и немного собак. Скотт был английским офицером и оставался им во всем — в команде царила четкая иерархия, все слушали приказы, а в экспедицию в первую очередь отправились джентльмены, а не «выживальщики».
Гонка
Так или иначе, в январе 1911 года сперва Амундсен, и чуть позже Скотт подошли к берегам Антарктиды и высадились на берег в районе ледника Росса. Амундсен высадился в Китовой бухте, Скотт — на 96 км дальше от полюса, на мысе Эванс. Следующие несколько месяцев были потрачены на проверку снаряжения и установку лагерей с продовольствием ближе к полюсу. Эти палатки с провиантом были чем-то вроде спасательного круга для экспедиций — там можно было пополнить запасы еды и переждать холод на пути к полюсу или обратно.
20 октября 1911 года Амундсен стартовал с 82º ЮШ. Он вез с собой запас еды на 100 дней, чего хватило бы для возвращения к берегу даже без использования складов. Запас керосина также был в два-три раза больше необходимого. Группа из пяти человек ехала на четырех упряжках из 52 собак и лыжах. В пути слабых собак запланировано убивали и использовали в качестве корма для здоровых наряду с вяленой рыбой и мясом тюленей. За это Амундсена потом часто обвиняли в «нечестной игре».
КСТАТИ
Палатку с флажком было тяжело увидеть издалека, особенно в случае снежной бури. Чтобы повысить шансы найти лагерь, норвежцы устанавливали поперек маршрута к полюсу цепочку из двадцати пронумерованных флажков на расстоянии полумили друг от друга. Во время штурма полюса это существенно облегчило путь к берегу.
14 декабря в 15:00 экспедиция достигла Южного полюса. Следующие три дня ушли на обсервацию и подтверждение самого факта покорения Южного полюса — Амундсену очень не хотелось повторить судьбу экспедиций Кука и Пири, которые не могли убедить сообщество в своем открытии из-за недостаточного числа и качества измерений. Убедившись в точности и достаточности измерений, Амундсен пометил место флажками, оставил палатку, а также записку для Скотта и отправился к берегу. В базовый лагерь экспедиция вернулась в полном составе без серьезных травм в 04:00 26 января 1912 года с 11 собаками на двух нартах, через 99 дней после старта. 30 января 1912 года экспедиция покинула Антарктиду.
Оригинал текста письма, остановленного Амундсеном Скотту на Южном полюсе:
Dear Captain Scott,
As you probably are the first to reach this area after us, I will ask you kindly to forward this letter to King Haakon VII. If you can use any of the articles left in the tent please do not hesitate to do so. With kind regards, I wish you a safe return.
Yours truly, Roald Amundsen.
Честолюбивая смерть
Группа Скотта стартовала 1 ноября на механизированных санях и пони. Первые сани утонули еще при разгрузке, вторые — сломались в первый день похода, третьи — на шестой день, далее груз везли на гужевой тяге. К началу подъема на ледник, 10 декабря у экспедиции все пони были уже мертвы, и начался долгий мученический путь пешком к полюсу. Когда 14 декабря Амундсен делал первые обсервации на Южном полюсе, Скотт еще не достиг 84º ЮШ. Путешествие осложнялось погодой и плохо подготовленным провиантом.
Экспедиция достигла полюса только 17 января 1913 г. Участники обнаружили палатку Амундсена с оставленной запиской и табличкой с датой покорения полюса месяцем раньше. Британцы поставили рядом свой флаг, сделали несколько фотографий и зарисовок и на следующий день отправились к берегу. 31 января группа добралась до первого склада, благодаря чему удалось усилить питание. 2 февраля двое участников экспедиции провалились в трещину: один отделался царапинами, второй — Эдгар Эванс — сильно ударился головой. Он скончался 17 февраля.
15 марта пропал без вести Лоурен Отс. Он не мог продолжать путь из-за сильного обморожения ног, намеренно вышел из палатки и не вернулся. Участники экспедиции в дневниках называли это «поступком джентльмена». 21 марта команда остановилась в 18 км от ближайшего лагеря с провиантом, но из-за усилившейся метели продвинуться дальше не удалось. 29 марта Скотт сделал последнюю запись в дневнике.
Сравнение обеспечения экспедиций
|
Поисковая группа с корабля экспедиции нашла палатку только в ноябре 1912 года. Они обнаружили дневники участников экспедиции, из которых и стали известны все подробности трагедии. 23 января 1913 «Терра Нова» покинула воды Антарктики и начала путь домой.
Благородство не спасает
7 марта 1912 года «Фрам» прибыл в Новую Зеландию, откуда на следующий день Амундсен отправил телеграммы, сообщающие о его достижении. 30 мая состоялось торжественное чествование его результата. Амундсен читал лекции по всему миру. Про свое путешествие он в итоге написал книгу.
Только 11 февраля 1913 года мир узнал о трагедии, случившейся с англичанами. Тогда же о произошедшем услышал и Амундсен. Хотя его популярность выросла после известий о гибели Скотта, он получал много упреков в свой адрес, в том числе и из-за того, как неблагородно в экспедиции обращались с собаками. Роберт Скотт, несмотря на поражение, стал национальным героем.
Случившееся много раз анализировали по дневникам и навигационным журналам. Результат всегда один: какими бы жестокими и грубыми ни казались методы Амундсена, именно его правило иметь всего с запасом и хорошо продуманный план сработали отлично и позволили вернуться из Антарктиды живыми и стать победителями, тогда как джентльменский подход Скотта привел к трагическому поражению.