Первые упоминания о необходимости профилактики коронавирусной инфекции на Физтехе появились в конце января. На экранах в корпусах появились разъяснения о том, что такое COVID-19, а на всех информационных стендах — плакаты о мерах профилактики. Почти все они висят до сих пор. На каждом входе в корпус поставили дезинфицирующие средства, охранники стали проверять температуру у каждого посетителя.
16 марта
В начале марта появились первые слухи о переходе вуза на дистанционный режим работы. Уже 16 марта это стало реальностью — ректор МФТИ Николай Кудрявцев подписал приказ о переходе Физтеха на дистанционную форму обучения в связи с профилактикой COVID-19 с 17 марта по 2 апреля.
На Физтехе временно отменили все массовые мероприятия и репетиции, ввели ограничение на вход в общежития, перешли на особый режим столовые, временно закрылись большие читальные залы, но при этом студенты и аспиранты могли пользоваться семинарскими аудиториями. Впоследствии отменилось и это. Теперь студентам, вернувшимся из-за границы, предоставлялись специально отведенные помещения для самоизоляции.
Первый заболевший
Первый студент с повторным положительным тестом на COVID-19 появился в МФТИ в конце марта. Он был госпитализирован в Городскую клиническую больницу № 40 в Коммунарке. Всех, кто с ним близко контактировал, перевели в специально отведенные индивидуальные помещения для самоизоляции. Их обеспечивали трехразовым питанием и предметами первой необходимости. Студент прилетел 10 марта из Германии, вернулся в общежитие и самоизолировался. Спустя четыре дня появились первые симптомы: поднялась температура. На следующей день после появления симптомов он позвонил в больницу, врачи взяли мазок и оставили его на самоизоляции. Спустя пару дней появились результаты теста — положительные, и его увезли в Коммунарку. Сейчас со студентом все в порядке, он полностью вылечился.
30 марта
С 30 марта по 3 апреля президент РФ объявил нерабочую неделю с сохранением заработной платы. С 28 марта по 5 апреля все студенты отправились на каникулы. Учебно-административные здания Физтеха были закрыты. Доступ сотрудников на рабочие места осуществлялся только на основании приказов.
Но хоть неделя и была объявлена нерабочей, почти все сотрудники МФТИ продолжили работу. Многие из них вернулись на рабочие места. Например, финансово-экономическое управление трудилось, чтобы выплатить зарплату сотрудникам института раньше срока. В усиленном режиме работал медицинский центр МФТИ, были открыты столовые.
Проректор по экономике и финансам Елена Анохова:
— Самое сложное время для нас было в начале эпидемии, в конце марта — начале апреля. Работники финансово-экономического управления работали очно в течение всех нерабочих дней, чтобы своевременно выплатить зарплату, стипендии и матпомощь. Самый «острый» момент был в конце марта, когда выяснилось, что несколько сотрудников контактировали с больными коронавирусной инфекцией, и они вынуждены были самоизолироваться. Чтобы они могли продолжить работу, им на дом привезли принтеры и обеспечили дистанционное подключение к институтским ИТ-системам.
Не прекращал работу и медицинский центр МФТИ. Он остался единственным подразделением, обеспечивающим медицинское обслуживание как в плановом порядке, так и в связи с коронавирусом. Даже госпитализация заболевших была непростой задачей: в условиях эпидемии сложно было дозвониться до скорой помощи. Были случаи, когда скорая возвращала нам заболевшего студента, так как больницы были переполнены. Основная нагрузка легла на главврача медцентра Алексея Чуршина. Работу изолятора обеспечивал главврач санатория-профилактория Борис Штирбу. Его опыт военного врача помог организовать эффективную работу изолятора, через который у нас прошло более 100 человек.
Для меня самым сложным стал период изоляции первого общежития. Во-первых, это был первый опыт работы в условиях карантина. Ситуация осложнялась тем, что единичка — общежитие коридорного типа, и пришлось изолировать все общежитие в целом. Очень признательна замдиректору ФРКТ Якову Львовичу, который обеспечивал коммуникацию со студентами и вел организационные вопросы по снабжению их питанием и водой. Мы постоянно мониторили состояние ребят и предпринимали колоссальные усилия для создания им хотя бы минимального комфорта. Я спокойно вздохнула только тогда, когда получила ссылку на комментарии студентов из ВКонтакте, где они сравнивали изоляцию с детским садом: «Когда снова хотел попасть в детский садик, а тебе его устроила твоя Физтех-школа». Пандемия немного сбавила обороты, но мы стараемся сохранить именно меры профилактики. У нас уже есть опыт, и совместно мы справимся с трудностями.
Пользуясь случаем хочу пожелать всем читателям журнала и их близким крепкого здоровья!
6 апреля
С 6 по 30 апреля все сотрудники Физтеха перешли на дистанционный режим работы. Студенты возобновили учебу удаленно. Многим преподавателям пришлось оперативно подстраиваться под новые реалии: вести пары «на камеру», работать с системами телеприсутствия, искать новые способы взаимодействия со студентами. В этом им активно помогали сотрудники Центра развития электронного и дистанционного обучения (ЦРЭДО).
Дистанционка
Сотрудник центра, организатор работ по производству электронных учебных материалов Олег Храмов говорит: «Наша работа и до введения карантина была весьма разнообразной. Мы разрабатывали новые технологии дистанционного обучения, строили студии самозаписи, внедряли установки телеприсутствия преподавателя, создавали платформу электронных курсов МФТИ lms.mipt.ru».
За неполные две недели были записаны 276 лекций и семинаров, и более половины из них транслировались в режиме реального времени. Был организован сбор волонтеров, на который откликнулись более 70 человек. Волонтеры снимали видео и монтировали его, а сотрудники ЦРЭДО выкладывали готовые файлы на платформах.
Павел Попов, доцент кафедры общей физики:
— Чтобы понять, как выглядел мой «рабочий день», достаточно сказать, что у меня трехлетний ребенок, у которого закрыли садик, ребенок восьми лет и жена-преподаватель на удаленке. Приходилось одновременно развлекать младшего, непрерывно настраивать оборудование для всех членов семьи и не забывать про свои занятия. Мы, конечно, справились, но такой удаленной работы врагу не пожелаешь.
Проблем с тем, чтобы провести семинар в формате видеоконференции или принять у студента задание, не было, единственное — сильно «тормозил» домашний интернет. Но провести прямую трансляцию лекции или записать общекурсовой семинар оказалось сложно: на домашнем оборудовании почти невозможно сделать запись студийного качества. Из позитивных моментов могу отметить, что такой формат позволил использовать и новые средства иллюстрации физических законов: оказалось очень удобно демонстрировать результаты численных расчетов для физических моделей. Ими и пришлось заменить реальные физические опыты. Еще мы на кафедре давали студентам задания по выполнению физических экспериментов дома из подручных средств, но это была лишь бледная тень того, что из себя должны представлять практические занятия. Практические дисциплины принципиально невозможно изучать дистанционно.
Главная проблема онлайн-лекций — почти полное отсутствие обратной связи с аудиторией, невозможно понять, «зашла» тема или нет, продолжать или остановиться на чем-то подробнее. Я уже несколько лет пользуюсь системой piazza.com, она помогла мне сохранить контакт со студентами: ответы преподавателя здесь видны всем, к тому же можно задавать вопросы анонимно.
Если подвести какой-то итог прожитому опыту, то, с одной стороны, ни о каком «безболезненном» полном переносе занятий в онлайн и речи быть не может. С другой стороны, мы преодолели тот абсолютный консерватизм, который долгое время царил среди преподавателей по отношению ко «всем этим модным онлайн-штучкам». По-моему, совершенно необходимо внедрять элементы онлайна и прочих цифровых технологий там, где они действительно идут на пользу делу.
22 апреля
Диагноз COVID-19 подтвердился еще у двух человек, проживающих в общежитии в Зюзино. К середине мая появилось еще несколько заболевших. Евгений, студент бакалавриата, рассказывает: «Я переболел коронавирусной инфекцией и я никому не желаю получить такой опыт. Конечно, выводы каждый делает сам, но для меня все произошедшее — это повод тщательнее относится к своему здоровью не только ради себя, но и для того, чтобы не подвергать опасности других».
К середине мая на самоизоляции в общежитии Зюзино находились больше 40 человек. К работе подключились более 20 волонтеров: ребята помогали с организацией доставки питания и средств первой необходимости, выстраивали взаимодействие с администрацией института, вместе с международным департаментом помогали наладить контакт и взаимодействие с иностранными студентами.
11 мая
Режим самоизоляции продлили еще на месяц. В этот же день стали известны сроки летней сессии. Впервые в истории МФТИ все зачеты, экзамены и защиты должны были пройти дистанционно.
Сессия
Тимофей, студент бакалавриата, говорит: «Первые сообщения о коронавирусе я увидел за несколько недель до самоизоляции и принял решение уехать домой (благо, живу в Московской области, и проблем не было), однако уже через неделю я не выдержал и вернулся обратно в общежитие. В домашней атмосфере заставить себя что-либо делать дистанционно было тяжело, в общежитии таких проблем не было.
Вскоре я втянулся в процесс. Некоторые сдачи мне даже больше понравились в дистанционном формате. Правда, я до последнего тянул с покупкой веб-камеры и считал что обойдусь камерой своего ноутбука. Это вышло мне боком на письменном экзамене по УМФ, когда для того, чтобы было видно и мое лицо, и мои руки, мне пришлось водрузить ноутбук на колонну коробок из под обуви, а самому — встать на колени.
В целом дистанционное обучение принесло много интересного опыта. Не считая отдельных моментов, семестр прошел более спокойно. Но и привычного для себя удовлетворения от закрытой сессии я, к сожалению, не получил».
15 мая
С середины мая сотрудники Физтеха начали сдавать тесты на коронавирус. Первое тестирование прошло 15 мая, тогда образцы биоматериала взяли у 46 человек. 22 мая тесты сдали еще 64 работника, все результаты оказались отрицательными.
Режим самоизоляции продлили до 14 июня.
15 июня
С 15 июня многие сотрудники МФТИ вернулись на рабочие места — в соответствии с приказами и с соблюдением всех мер по профилактике коронавирусной инфекции.
19 июня
На Физтехе стартовала Приемная кампания — дистанционная. Вступительные испытания по всем уровням образования прошли с применением дистанционных технологий с обязательной идентификацией личности поступающих.
1 сентября
Пик эпидемии уже пройден, и учебный процесс начался на Физтехе с 1 сентября в очном формате — но только с соблюдением всех правил профилактики и с учетом ряда особенностей: лекции для старшекурсников и поточные занятия пока остаются «на удаленке».