В МФТИ учатся удаленно не только на карантине: еще в 2016 году была открыта первая в России онлайн-магистратура. С тех пор прибавилось и программ, и студентов. В этом материале мы расскажем, что онлайн-магистратура — это не отдых в уютном кресле под расслабляющий голос лектора в наушниках, а много-много труда: и студентов, и преподавателей.
Как все начиналось
Первые шаги в онлайн Физтех сделал еще в 2006 году. Группа студентов и аспирантов задалась целью собрать лекции, которые читаются в МФТИ, в видеоформате. Проект, получивший название «Лекториум», до сих пор популярен среди студентов и абитуриентов Физтеха. Благодаря ему можно наверстать пропущенные занятия, повторить материал и прослушать лекции легендарных преподавателей, уже не преподающих.
Постепенно на основе лекций формировались онлайн-курсы, в программу которых вошли семинары, где разбирались решения задач, а также тесты и задания для проверки успеваемости. Следующим логичным шагом было создать на основе курсов нечто большее — магистратуру. Онлайн-формат позволил учиться на Физтехе иногородним студентам, совмещающим учебу и работу.
Год рождения 2016
Первой ласточкой стала «Современная комбинаторика» — в 2016 году на это направление были зачислены первые 10 студентов. За два месяца приемки было обработано более пятисот заявок на программу, в итоге к вступительным испытаниям было допущено около ста человек. Десять абитуриентов, набравших максимальное количество баллов по сумме экзаменов математика + информатика, получили возможность попасть в пилотный набор. Кроме москвичей и жителей Подмосковья, на курсе оказались студенты из Питера, Вологды и Воронежа. Средний возраст поступивших — 24–28 лет, практически все студенты уже работали в IT-сфере.
В этом году появилась англоязычная версия — Contemporary Combinatorics, для иностранных студентов. Еще одно англоязычное направление, набор на который открылся в этом году, — Modern State of AI, «Современные методы искусственного интеллекта».
В 2018 году стартовал проект «Цифровая экономика», совместный с Академией народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС). В результате студент получает дипломы обоих вузов (или одного, если вдруг не справился с одной из программ). Также на Физтехе работает онлайн-магистратура «Технологическое предпринимательство», где партнером является РОСНАНО.
Мы дипломами не торгуем!
«На основе» — это не значит, что студент просто слушает те же лекции, что и на Coursera, а потом получает диплом МФТИ.
«Я был зарегистрирован на Coursera, даже начинал проходить некоторые курсы там, но в основном не заканчивал. Не хватало вовлеченности в процесс, может, стимула дойти до конца. Что меня вдохновляет? Две вещи: личный успех и успех “конкурентов”. Личный — я удачно рассказал, кто-то поверил в мою идею, нашелся единомышленник, захотели сотрудничать, выпустил прототип. Успех “конкурентов” — да, жалко, что не мой, но я хотя бы был на верном пути. Значит, в следующий раз надо быть быстрее. Одна из ключевых вещей для меня в образовании — окружать себя теми, кто умнее, опытнее тебя, и учиться у них. Поэтому я считаю, что настоящее обучение возможно только в общине, а не индивидуально», — делится опытом студент первого курса онлайн-магистратуры МФТИ «Технологическое предпринимательство» Евгений Казаков.
Прокторинг
На курсах домашние задания проверяются программой, ставящей «зачет»/«незачет», или с помощью экспертизы сокурсников, не всегда подробно объясняющих свои замечания. В магистратуре же разберут все по косточкам в лучших традициях МФТИ. Как и в офлайн-магистратуре, здесь нужно сдавать экзамены, причем честность обеспечивает прокторинг. Специалист-проктор наблюдает за учащимся удаленно, что не даст воспользоваться Гуглом, «звонком другу» или «помощью зала». Кроме того, чтобы получить диплом, нужно написать и защитить квалификационную работу. Здесь поблажек тоже не делают — Физтех обязан держать марку, и до выпуска «доживают» не все. Нагрузка, традиционно, тоже немаленькая.
Умножай на два
«При поступлении был заявлен объем времени, который потребуется посвятить учебе, — 10 часов в неделю. Тут у меня математика не сошлась, в реале 10 часов — это только очные занятия по выходным (иногда больше). По факту стоит выделять 20–25 часов в неделю, чтобы полностью усваивать материал. Вебинары в Zoom проводятся каждую субботу и воскресенье и примерно раз в неделю в будние дни, с 9 до 11 вечера по Москве. С учетом временной разницы для меня это с 1 до 3 ночи», — рассказывает Евгений Казаков.
Именно поэтому и ведется отбор на этапе поступления — зачислять в платную магистратуру человека, который гарантированно «не потянет», преподаватели считают неэтичным.
Дипломная работа
Последние полгода магистратуры посвящены исключительно работе над дипломом. Магистрант имеет возможность выбрать научного руководителя и тему работы на базе партнерских организаций магистерской программы. После успешной защиты квалификационной работы магистра выдается диплом МФТИ. Он ничем не отличается от диплома, выданного после окончания очной магистратуры. Единственное указание на формат обучения — название магистерской программы в дипломе.
КСТАТИ
Как и в офлайн-магистратуре, здесь нужно сдавать экзамены, честность обеспечивает прокторинг.
«Наша онлайн-магистратура предоставляет все возможности, которые есть на Физтехе. Есть взаимодействие с нашими лабораториями со стороны «Яндекса», ABBYY и других топовых компаний. Есть возможность пройти собеседование по окончании и поступить в эти компании на работу. Студенты общаются напрямую со своими руководителями онлайн — постоянно, регулярно. И, кроме того, у нас очень интересно!» — улыбается профессор Андрей Райгородский, директор Физтех-школы прикладной математики и информатики МФТИ.
Все дороги ведут в онлайн?
В этом году все учащиеся получили опыт удаленного обучения, более или менее удачный. Однако не стоит путать вынужденный переход и специально разработанную программу обучения: конечно, в первом случае будет много технических накладок и неразберихи. Но когда выбор — учиться онлайн или же устроить неопределенной длины каникулы…
«Я ни в коем случае не считаю, что образование должно быть онлайн целиком и полностью, ни в коем случае! Это неправильно. Правилен именно формат, когда одно усиливает другое. Или когда это какие-то выделенные, специально построенные под обучение онлайн магистратуры. Там не просто мы ведем вебинары по расписанию, а подстраиваемся под разные категории наших слушателей, чтобы они могли учиться, не приезжая из других городов. Сделать так в массовом порядке нельзя. Но в штучных магистратурах можно. Я думаю, что это не последние магистратуры, которые мы так построим», — заявляет Андрей Райгородский.