23 января могло бы исполниться 75 лет российскому физику, академику РАН, выпускнику МФТИ Владимиру Евгеньевичу Фортову. Интересно, что свою жизнь великий ученый посвятил не только науке, но и спорту. Владимир Евгеньевич являлся мастером спорта по баскетболу и парусному спорту и кандидатом спорта по шахматам. Именно во время учебы в МФТИ он вступил в студенческий яхт-клуб. В составе международных экспедиций успел побывать на Северном и Южном полюсах, погружался на дно озера Байкал на глубоководном аппарате «Мир», обогнул мыс Горн и мыс Доброй Надежды, совершил переход от Антигуа в Карибском море до Шотландии.
Мы решили опубликовать интервью с Владимиром Фортовым, которое называется «Академик Фортов. Президент под парусом». Материал написан Александр Цыгановым и опубликован в журнале «Yacht Russia» в 2013 году и посвящен парусному путешествию ученого и его коллеги Александра Бугаева через Атлантику:
«Что и говорить, нечастый… да что там, редчайший до уникальности случай: два российских академика в океане под парусом. И не как туристы, не как прельщенные прелестями дальнего плавания пассажиры шли через Атлантику директор Института теплофизики экстремальных состояний Объединенного института высоких температур Владимир Фортов и выдающийся специалист в области информатики и математического моделирования Александр Бугаев, а как полноправные представители мирового братства яхтсменов. Даже более чем полноправные, потому что, имея в активе мыс Горн и мыс Доброй Надежды, получили право на очень уважаемый среди моряков знак отличия — медную серьгу в ухе. Только правом этим они не пользуются, положение не позволяет, ведь серьезные ученые. Хотя на яхте вид у них был, скажем так, не совсем академический, или даже так – совсем не академический. Этим своим наблюдением мы и поделились с Владимиром Евгеньевичем Фортовым вскоре после его возвращения с просторов Атлантики…
— Уж больно непривычно вы выглядите на яхте – с бородой, с морским загаром…
— У яхтсменов есть правило: не бриться. Плохая примета.
— Наверняка многих озадачивает такое сочетание: академик, директор института, ученый, много лет руководящий уникальным космическим экспериментом «Плазменный кристалл» и недавно получивший Государственную научную премию им. маршала Г.К. Жукова и яхтсмен, да к тому же пересекающий Атлантику
— Парусным спортом я занимаюсь давно – с третьего курса Московского физико-технического института. В то время, когда я учился, – это 60-е годы – там был очень хороший яхт-клуб, который был создан при поддержке нашего ректора академика Белоцерковского. ФизТех располагается на берегу канала имени Москвы, яхт в клубе было много, и доступ к ним у студентов был свободным. Абсолютно! Это не стоило ни копейки! Было только одно условие: если ты берешь яхту, то обязан содержать ее в порядке. Начинали мы со швертбота класса Т-2. Затем с приятелем пересели на «Картер-30», и это уже была серьезная крейсерская яхта, по тем временам очень приличная. На ней мы участвовали в различных соревнованиях, в том числе самого высокого ранга, и на одном из чемпионатов Союза заняли второе место. Так мы стали мастерами спорта.
— И больше с парусом не расставались?
— Не совсем. Много лет я лишь эпизодически поднимался на борт яхты… До того момента, как 6 лет назад мы решили пройти под парусом мыс Доброй Надежды.
— Мыс Доброй Надежды – знаковое место для яхтсменов.
— Да, было интересно. И довольно… серьезно. Мы попали там в непогоду. Волны были высотой 14 метров. А на следующий год прошли под парусом мыс Горн… И заслужили серьгу в ухо. Медную – чтобы ее нельзя было пропить. Между прочим, обладатель такой серьги имеет право в портовых кабаках требовать вторую чарку рома бесплатно. Правда, при этом они не имеют права высказывать претензий к качеству поданного… А на плече должен сидеть попугай и теребить серьгу, требуя себе еду и выпивку.
— Вы так хорошо знаете старые морские обычаи?
— У меня мама была учителем истории, и она в детстве мне рассказывала о великих географических открытиях. Я восхищаюсь людьми, которые 500 лет назад прошли не открытыми еще морями – без карт, без хорошего снаряжения… Это, конечно, были герои.
— А потом вы отправились через Атлантику…
— Как только появилась возможность, мы оставили все дела и ушли в плавание. Через знакомых знакомого вышли на владельца яхты Yanosha. Он бизнесмен, но в тот момент как раз набирал команду для перехода через океан. Вот в эту команду мы и попали.
— А был какой-то пиетет? Не на каждой яхте матросами идут академики!
— Была сначала некоторая неловкость. Люди в команде собрались возрастом до 40 лет, а мы, сами понимаете, много старше. Но все решает опыт, а он у нас был. Быстро менять паруса, быстро принимать решения… Так что в итоге сложилась хорошая, рабочая команда. А еще у нас был великолепный капитан – Александр Шарапенко.
— А что за лодка у вас была?
— Хорошая, трехлетняя, построенная в Словении – Shipman 63. Она очень отлично экипирована парусами и навигационными приборами.
— Как выбирался маршрут?
— Стартовали мы с Антигуа. Это настоящая Мекка для яхтсменов всего мира. Они собираются здесь зимой, потому что тут тепло и всегда дуют свежие ветра. А на лето, как перелетные птицы, перемещаются в Европу. И вот в рамках этой миграции и состоялся наш переход. Мы вышли 5 мая 2012 года. До Азорских островов, это 2300–2400 миль, шли 15 суток. А оттуда еще 1300–1400 миль до севера Шотландии, до порта Клайд. Этот заняло еще 8 дней.
— С погодой повезло или не очень?
— Погода была разная. Атлантика вообще место неспокойное, она делает погоду фактически по всему миру. Были шторма, несколько очень серьезных. Один так вообще 8 баллов из 10. Но был и полный штиль. Океан – как стекло…
— Можете ли вы кратко сформулировать главное впечатление от этого плавания?
— Отвечу словами Джошуа Слокама – первого человека, совершившего одиночное кругосветное плавание на яхте «Спрей» в конце XIX века. На приеме у королевы Виктории на ее вопрос: «Что поразило вас более всего в вашем плавании?» – он ответил: «Безграничная грандиозность и величие того, что сделано Господом, и безграничная милость Господа по отношению ко мне, грешному».
— Каковы ваши дальнейшие «парусные» планы? Пройти Тихий океан? А потом спрашивать: «А вы не были на Таити?»
— Таити как раз мне пришлось и отменить. В дни нашего плавания именно там проходила международная конференция, к организации которой и я приложил руку. Но мне больше хотелось идти под парусом… А вообще, всегда надо искать что-то для себя новое. Есть такая идея – пройтись по семи чудесам света. Не тем, классическим, из которых только одно осталось – пирамиды. А по новым, которые не так давно, в 2007 году, определили голосованием. Это Великая китайская стена, Колизей в Риме, древний город инков Мачу-Пикчу в Перу, древний город Петра в Иордании, мавзолей Тадж-Махал в Индии, статуя Христа-Искупителя в Бразилии и пирамида древних майя в городе Чичен-Ица в Мексике. А что касается плавания под парусами… Тихий океан не слишком приспособленное для яхтинга место: расстояния большие, а если что случится с яхтой, то с ремонтом плохо… Пожалуй, кругосветка все же предпочтительнее. Но на это времени нужно около года, а это слишком много. За год так много можно и нужно сделать.
…За минувший со времени нашей встречи… не год, месяцы, действительно многое изменилось. Владимир Евгеньевич теперь – президент Российской академии наук. Значит ли это, что о парусе и дальних плаваниях придется забыть? Нет, мы уверены, академик Фортов еще совершит свою кругосветку. Его слова никогда не расходятся с делом».
Благодарим за предоставленный материал Анатолия Цупина, доктора наук и выпускника МФТИ 1972 года.
Журнал «Yacht Russia», 2013 год.