С 15 по 17 ноября 2022 года Научно-технологический центр автономной энергетики МФТИ — партнер правительства Ямало-Ненецкого автономного округа по созданию Международной арктической станции «Снежинка» — провел научную экспедицию в горах Полярного Урала, на месте будущего строительства.
В эти насыщенные дни успешно прошли полевые испытания экспериментальных образцов легкого электрического вездеходного транспорта, систем накопления энергии к ним и арктического полевого снаряжения и экипировки. Также ученые провели дополнительное геофизическое обследование дна прилегающего к площадке озера.
В условиях ноябрьских морозов Ямала испытывалось уникальное отечественное оборудование: электроснегоходы двух типов (повышенной маневренности и повышенной проходимости), образцы литий-ионных аккумуляторов и зарядного устройства для легкого внедорожного электрического транспорта. Экологичный электрический снегоход станет одним из основных помощников персонала станции Снежинка и ее гостей. Сноубайк полностью работает на аккумуляторах и имеет 30 лошадиных сил, за счет которых способен развивать скорость 60 километров в час и преодолевать расстояния до 80 километров, в том числе по скалистой местности и вечномерзлым грунтам. Подзаряжать электрическую технику на МАС «Снежинка» будут от энергии ветрогенераторов, а в случае ветровых штилей — водородными топливными элементами. Ученые узнали на практике, какова потеря емкости мобильных транспортных литий-ионных аккумуляторов в условиях мороза до –35 градусов Цельсия и при скорости ветра до 20 м/с, как быстро происходит зарядка накопителей и какие возникают трудности при эксплуатации вездеходного электротранспорта.
Геофизическое обследование дна озера, прилегающего к площадке станции «Снежинка», проводилось с помощью подводного дрона с целью его картирования, оценки форм рельефа, а также исследования структуры дна с видеофиксацией. В условиях критических морозов подобные исследования проводились впервые. Небольшой специальный робот погружался на дно озера на глубину около 20 метров, делая обследование и видеозапись в радиусе до 100 метров от точки погружения.
«Экспедиция прошла очень динамично и позитивно. Мы поставили перед собой конкретные практические задачи, протестировав экспериментальные образцы изделий в условиях Крайнего Севера. Успешные испытания дают нам новый стимул к действиям! На их основании мы с партнерами расширяем список модификаций электрической экспериментальной внедорожной техники до пяти-шести наименований: как для арктического применения, так и для Дальнего Востока», — прокомментировал Юрий Васильев, директор Института арктических технологий МФТИ.
Проектно-сметная документация строительства МАС «Снежинка» полностью разработана инжиниринговым центром «Автономная энергетика» (дочерняя специализированная компания МФТИ) и передана в ФАУ «Главгосэкспертиза». Сейчас проходит аудит проекта, корректируется техническая часть в рамках консультаций с государственными экспертами. Начало строительства станции запланировано на 2023 год, оно разделено проектировщиками на две очереди: на первом этапе запланировано возведение трех из семи куполов главного комплекса, примерно половины технологического комплекса и энергетической инфраструктуры. Это позволит инженерам и ученым, не дожидаясь завершения строительства всей станции, приступить к экспериментальным работам и прикладным исследованиям в части зеленой энергетики и по другим технологическим направлениям на Ямале.