МФТИ представил спутниковый терминал для работы на транспорте и в труднодоступных местах. Среди преимуществ разработки — компактность, совместимость с канальным оборудованием различных производителей, а также наличие универсального контроллера для управления автоматикой.
Потребности российского рынка абонентского спутникового оборудования до последнего времени закрывались зарубежными производителями. В рамках программы импортозамещения МФТИ с 2020 года работает над созданием отечественных терминалов спутниковой связи. Собственная наземная спутниковая инфраструктура является стратегически важной для страны, в первую очередь — для обеспечения информационной безопасности.</span>Созданный транспортный терминал относится к наземному сегменту спутниковой связи, работает через космические аппараты на геостационарной орбите. Его функции заключаются в обеспечении приема и передачи данных, доступа в интернет, сервиса IP-телефонии и видеоконференцсвязи. Оборудование может быть установлено на различных подвижных объектах водного транспорта, например на морских и речных судах, а также на ЖД-транспорте.
«В процессе создания терминала были отработаны технологии производства различных элементов опорно-поворотного устройства и антенно-фидерного тракта: рефлектор, облучатель и другие. Особо следует отметить созданный контроллер управления терминалом с программным обеспечением, который реализует автоматическое наведение антенны на спутник и автосопровождение в условиях движения транспорта. Он позволяет контролировать различные параметры терминала в ходе эксплуатации, — рассказал Александр Россохатый, начальник отдела разработки телеком-устройств НИЦ телекоммуникаций МФТИ. — Стоит отметить, что отечественный контроллер может применяться для решения задач управления различным автоматическим оборудованием во всех областях экономики, что особенно актуально, учитывая текущую геополитическую ситуацию».
Терминал прошел длительные испытания в тяжелых погодных условиях и успешно обеспечивает доступ к широкополосным сетям связи, в том числе для доступа в интернет, со скоростью до 20 Мбит/с в прямом канале и до 2 Мбит/с — в обратном.
По словам разработчиков, устройство постоянно совершенствуется с целью интеграции комплектующих отечественного производства. Команда работает над расширением линейки терминалов для различных систем спутниковой связи и видов транспорта.
Экспериментальная партия оборудования уже эксплуатируется на российских судах в акваториях северных морей.
2