В апреле в НИЯУ МИФИ прошел конкурс «Интегрируй», участникам которого — студентам различных московских вузов — было предложено взять интегралы на время. Первое место в конкурсе занял студент 1 курса Физтех-школы физики и исследований им. Ландау МФТИ (ЛФИ МФТИ) Александр Третьяков. Мы побеседовали с победителем о его отношениях с математикой вообще и с интегральным исчислением — в особенности.
— Александр, почему вы полюбили математику? Как в вашей жизни появилась любовь к ней?
— Она появилась немного раньше, чем у всех. Мне, например, нравилось, когда мы с бабушкой ехали в поезде, она мне называла, условно, два трехзначных числа, и я их пытался перемножить в уме. Это могло занять полчаса, я просто лежал на полке, думал и считал, мне это безумно нравилось — не знаю, почему. В этом, наверное, сыграла роль какая-то эстетическая составляющая.
— А почему вы выбрали МФТИ для поступления?
— Я был на дне открытых дверей, там рассказывали про все направления, и я понял, что мне в МФТИ нравится больше всего. Потому что там и хорошая математическая база, и физика, и даже программирование есть немного. К тому же много одноклассников тоже пошли сюда, и я подумал, что вместе будет веселее.
— Как вы видите внутри математики этот раздел — «Интегральное исчисление»? Он самый интересный, самый простой, самый сложный — вообще, самый какой? Что о нем можно сказать?
— Лично я начал этим заниматься с девятого класса, потому что на тот момент мне казалось, что это одна из самых простых тем, освоив которую, я смог бы сказать, что стал хорошим математиком. Тогда я так думал и просто начал этим заниматься. Там все довольно четко: если ты владеешь некоторыми методами, некоторыми техниками, то, по сути, о любом интеграле, который ты видишь, можешь сказать, как к нему подойти, как его взять, хотя бы на идейном уровне. Мне до сих пор это просто эстетически нравится. Иногда балуюсь.
— Какой профессией вы собираетесь овладеть в МФТИ?
— У нас специализация начинается с третьего семестра. Я сейчас склоняюсь к чистой математике.
— Чтобы стать кем?
— Я еще не решил. Сначала мне была ближе теоретическая физика. Потом я стал писать «олимпиадки» по астрономии, и мне стала ближе какая-нибудь теоретическая астрофизика. Потому что общая физика, по моим ощущениям с первого и второго семестра, у меня не очень получается, не очень заходит, и я делаю акцент как раз-таки на математику. Не знаю, куда поведет дальше жизнь. Но в любом случае это будут хороший опыт и хорошие знания.
— Как вы думаете, в том направлении, к которому вы сейчас склоняетесь, интегрирование имеет большое значение?
— Значение интегрирования сложно переоценить, потому что оно сейчас встречается и здесь, и там, и везде. По сути, те задачи, которые мы решаем, — и в физике, в частности, — сводятся к тому, что мы знаем что-то на малых масштабах, а чтобы получить представление о том, что происходит в принципе, нужно что-то интегрировать, будь то уравнение движением или что-то еще.
— Как вы готовились к конкурсу «Интегрируй»?
— Если честно, почти никак не готовился. Я посмотрел буквально два видео MIT Integration Bee, может, какие-то методы и усвоил, а так я этим просто занимался ради собственного удовольствия на протяжении трех последних лет.
— По вашим ощущениям, что в интегрировании самое сложное?
— Конкретно в конкурсе самым сложным было уложиться в установленное время. В полуфинале и финале было по пять интегралов, и на каждый давалось по три минуты. Некоторые интегралы за такое время просто не взять, особенно если не знать много «фокусов», представлений специальных функций и так далее.
— Кроме интегрирования, какие у вас сейчас любимые разделы в математике? Чем вам нравится заниматься?
— Мне очень нравится находить ряды и бесконечные произведения. Я этим еще в 11 классе начал заниматься, вот тогда я и познакомился как раз со специальными функциями, которые отчасти помогли мне выиграть этот конкурс по интегрированию. Казалось бы, сумма — самое простое действие, которым мы овладеваем в первом классе, и стыдно, наверное, уже в 11-м классе не знать, как суммировать. Пусть это бесконечная сумма — но все равно! И я начал смотреть, заниматься. На самом деле набор функций, которые мы можем просуммировать и получить конкретное значение, очень ограничен, но все-таки хочется уметь это делать, вот поэтому я этим и увлекся.
— Как вы думаете, вы в будущем году на этот конкурс пойдете?
— Обязательно. И всех друзей позову.
— Спасибо вам большое, и желаю вам успехов.