Погода за бортом постоянно меняется, то туман, то солнце, то лед с туманом, а иногда снег. У моря всегда очень разное настроение, иногда даже кажется, что у него есть большое сердце, способное вместить в себя столько всего необычного: и волны, и вихри, и фитопланктон… О нем и поговорим. Им занимается отдельная группа ученых, объединённая в отряд микропланктона.
Q: Что такое фитопланктон?
Лиза, студентка 3 курса КамГУ: Планктон — от греческого «блуждающий» — это универсальное слово для всех организмов, которые живут в толще воды, не передвигаясь самостоятельно, а двигаясь вместе с водой. Корень «фито» от греческого слова «растение».
Сергей Мошаров (ИО РАН), научный руководитель группы: Фитопланктон — это микроскопические водоросли, одноклеточные организмы, осуществляющие фотосинтез. Если на земле основа фотосинтеза крупные растения, то в морях и океанах – это фитопланктон.
Q: Чем вы занимаетесь?
Лиза: Мы занимаемся тем, что изучаем первичную продукцию Арктики, а фитопланктон создает эту продукцию.
Сергей Мошаров: С одной стороны у нас есть общая задача это сбор научной информации, выявление закономерностей и накопление первичных данных по фитопланктону, а с другой у каждого есть свой научный интерес. Одной из важных общих задач отряда является оценка характеристик первичной продукцией: с какой скоростью она производится и с какими экологическими факторами это связано.
Оля, студентка 1 курса магистратуры МГУ: У меня на этот рейс запланировано несколько задач: первое это дополнить мой материал для магистровского диплома и освоить новые методы работы над фитопланктоном.
Q: А что такое первичная продукция?
Сергей Мошаров: Продукция называется первичной, потому что органическое вещество создается фитопланктоном из минеральных соединений.
Лиза: Фитопланктон, потребляя свет и неорганическое вещество, сам растет и создает органическое вещество, которым потом питаются другие организмы, например, моллюски, медузы, рыбы, киты и так далее.
Q: А как вы измеряете количество первичной продукции?
Сергей Мошаров: Измерить первичную продукцию можно с помощью специального инкубатора, в котором воспроизводят необходимые условия: световые и температурные. Каждую пробу, с определенного горизонта (глубины) мы помещаем в этот инкубатор и оцениваем количество воспроизведенной продукции. Главное условие для образования первичной продукции это свет, а свет проникает в воду до определенной глубины, в зависимости от конкретного района. Фитопланктон сам создает затенение. Чем больше фитопланктона, тем меньше прозрачность воды.
Лиза: Измерить эти данные мы можем с помощью специального прибора для измерения подводного освещения, который погружается в воду.
Q: Нужны ли какие-нибудь специальные условия для существования фитопланктона?
Сергей Мошаров: Фитопланктон очень чувствительный, он активно поглощает в себя все, что находится вокруг, его существование очень сильно зависит от загрязнения или других негативных факторов. Например, если при сравнении с предыдущими годами мы видим уменьшение количества фитопланктона, либо скорости его продукции, то, можно сказать, что есть наличие каких-либо вредных факторов. Обычно такое может быть в тех районах, где проявляется антропогенное загрязнение.
Q: Расскажите, чем вас привлекает фитопланктон?
Оля: Он красивый! (смеется) Микроводоросли очень красивые. Я считаю их очень интересными, потому что основная масса кислорода на нашей Земле создана как раз микроводорослями. Многие считают, что лёгкие планеты это деревья, на самом деле это фитопланктон. Он также фотосинтезирует, как и растения и выделяет кислород, которым мы дышим. Безусловно, есть очень необычные микроводоросли, которые могут выделять токсины и если их много, то и концентрация этого токсина в воде становится высокой, что ухудшает условия жизни других организмов.
Лиза: Я увлечена фитопланктоном, потому что люблю окрашивать живность для определения вида, рассматривать под микроскопом то, что невозможно увидеть невооруженным глазом. Это своеобразное научное творчество. Мне нравится этим заниматься, потому что это хоть и незначительный, но вклад в здоровье океана.
Иногда ужин в ресторане прерывается сообщениями по рации: «По левому борту моржи», «Прямо по курсу стая белух», и мы бросая все мчимся на верхнюю палубу, чтобы увидеть тех, кто нас вдохновляет, даже если это не фитопланктон.
Автор: Василиса Гончарова
Главный редактор: Алексей Зимин
Автор иллюстраций: Алла Большакова