Как, с вашей точки зрения, должны быть выстроены отношения университета и бизнеса? На этот вопрос модератора секции «Вложить нельзя отложить: наука как ключевой актив бизнеса» V Конгресса молодых ученых ответил ректор МФТИ Дмитрий Ливанов.

«Есть два способа коммерциализировать исследования. Первый— контрактные разработки, но, как правило, они заканчиваются тем, что команда достигает желаемого результата, отчет получен и люди разбегаются. Второй путь более сложный: бизнес, потому что деятельность по коммерциализации, использованию и внедрению новых знаний, технологий— это и есть предпринимательство. Деятельность, которая должна осуществляться предпринимателями на свой страх и риск, в том числе финансовый»,— отметил в своем выступлении Дмитрий Ливанов .

По словам Ливанова, это эффективная и рабочая модель коммерциализации, которую постепенно масштабируют на Физтехе.
«За счет государственных и негосударственных денег мы создаем некие научно-технологические заделы, которые имеют совершенно разные перспективы. Горизонт 10, 50 и даже 100 лет. Перспективные результаты мы передаем в компании, которые созданы с участием МФТИ. Дальше успешность этой компании, ее развитие, бизнес, рост уже на ответственности предпринимателя. И, на мой взгляд, только так это и может работать, потому что, к сожалению, людей, которые совмещают в себе способности талантливого ученого и предпринимателя, очень мало. Есть такие исключения, но их мало, и систему на таких людях построить нельзя. Система строится на том, что каждый должен заниматься своим делом. Задача ученого — исследовать и получать результаты»,— отметил ректор МФТИ.
В итоге на основе своих технологий МФТИ в год создает 10–12 компаний, где доля вуза составляет 5–100%. Вокруг МФТИ уже сформирована экосистема фондов, которые на самых ранних и рискованных стадиях их поддерживают, пока они не вышли на рынок и продажи.
«Сегодня у нас есть две стартап-студии, есть венчурные фонды, которые в основном создали наши выпускники. Их объем превышает 10 млрд рублей. Мы также сотрудничаем с крупными банковскими группами. Посмотрим, как это все будет работать, но чтобы оценить эффективность этого процесса, нужны годы»,— заключил Дмитрий Ливанов.

