Людей, которые лично общались с Николаем Семёновым, осталось наперечет. Один из них — Борис Шуб, доктор химических наук, руководитель отдела кинетики и катализа Института химической физики им. Семёнова. По словам Бориса Рувимовича, Николай Николаевич был неординарной личностью. Несмотря на все заслуги, он был открыт для общения и, будучи талантлив сам, безошибочно угадывал талант в других.
Ученые часов не замечают
— Каким вы запомнили Николая Семёнова? Какой у него был стиль работы?
— Николай Николаевич был очень интересным человеком, прекрасным ученым, умеющим посмотреть в суть проблемы. Удивительно, как, сделав всего пару простых опытов, Семёнов создал абсолютно правильную, выдающуюся теорию. Он был талантливым администратором науки. И просто хорошим руководителем. Как—то «добрые люди» пожаловались ему, что сотрудники часто опаздывают на работу, и предложили поставить турникеты с карточками для учета времени. Он категорически отверг эту идею, сказав, что ученые не работают по графику. На семинарах молодые лаборанты могли запросто возражать ему, академику, и говорить, что тот абсолютно ничего не понимает. Но именно такая свободная атмосфера, по его мнению, была плодотворной.
— Какие ведущие ученые в настоящее время продолжают исследования, начатые Семёновым?
— По сути, все мы продолжаем, весь коллектив института. Отдел горения, отдел кинетики и катализа, отдел кинетики химических и биологических процессов, отдел строения вещества. И очень многие исследователи из других институтов являются его последователями, хотя даже не отождествляют себя и свою работу с ним. От нашего института в разные годы отмежевались ИБХФ им. Эммануэля, институт Тальрозе — ИНЭПХФ, Институт химической кинетики и горения в Новосибирске, где работали первые ученики Семёнова Воеводский и Цветков, а также Институт химической физики в Армении. Помимо этого, благодаря Николаю Семёнову был создан наукоград Черноголовка.
— Насколько сильно открытия Николая Семёнова повлияли на современную науку?
— Нужно отметить, что цепные реакции были известны и до Семёнова, но важно то, что он впервые создал теорию разветвленных цепных реакций. Она позволяет описывать огромное количество процессов: ядерные реакции, окисление полимеров, взрывы, горение. Кроме того, им была создана теория теплового взрыва. По сути, целые отрасли промышленности не могли бы существовать без этой теории, это был огромный шаг для всей науки.
Живая реакция
— Можно ли сказать, что работы Семёнова запустили «цепную реакцию» в современной физической химии и многие из его идей развиваются до сих пор?
— Это очень правильная формулировка. Для любого цепного процесса необходимо три стадии: инициация цепи, ее продолжение и обрыв. Оказалось, что под это описание подходит огромное количество процессов: полимеризация и окисление полимеров, окисление газов, взрывы (включая атомные), даже рост раковых клеток. Прямым учеником Семёнова был академик Николай Эммануэль. Он предположил, что рост раковых клеток является цепным процессом. И, чтобы подавить его, нужно использовать тот же процесс, что и для подавления окисления полимеров. Это те самые антиоксиданты, о которых сейчас все пишут. Даже сам этот термин изначально появился в химии полимеров, хотя теперь прочно вошел в медицину. Реакция окисления жиров тоже построена на цепной реакции в жидкой фазе и антиоксидантах. В свое время я занимался фотостабилизаторами полимеров. Это вещества, которые позволяют не допускать разложения полимеров за счет света, что тоже является цепным процессом.
— Если брать уровнем выше и оценивать вклад Николая Семёнова в химическую кинетику в целом, то можно ли сказать, что он является одним из создателей этой науки?
— Да, можно сказать, что он ее и создал вместе с Сирилом Хиншелвудом. Что такое кинетика вообще? Это зависимость химического процесса от времени. Есть уравнение Аррениуса, определяющее температурную зависимость константы скорости химической реакции, но это еще не кинетика. Лишь с работами Семёнова, который был по образованию физиком и обладал свежим взглядом на химические проблемы, кинетика выделилась в отдельную науку. Под химической физикой вообще раньше понимали только кинетику. Сейчас некоторые ученые, включая меня, придерживаются более широкого определения: химическая физика — это физика химических процессов. А это гораздо более сложные вещи.
Выдающиеся ученые, известные ученики Николая Николаевича Семёнова:
Академики В. В. Воеводский, Ю. Н. Молин, Ю. В. Цветков, Н. С. Ениколопов, В. Н. Кондратьев, М. В. Алфимов, А. Г. Мержанов, А. Е. Шилов и многие другие.