В 1965 году фантаст и футуролог Артур Кларк в своей книге «Черты будущего» писал: «Будем откровенны: ракета — малоцелесообразное средство транспорта… Мы обязательно должны найти способ потише, почище и понадежнее». В таблицу с предсказаниями основных путей развития науки и техники до 2100 года он поместил на период 2050–60 гг. появление некой «гипертяги», связанной с возможностью управляемого «искривления времени и пространства».
Первое теоретическое обоснование «гипертяги» появилось в 1994 году. Физик-теоретик Мигель Алькубьерре, насмотревшись сериала «Звездный путь», нашел решение гравитационных уравнений Эйнштейна для конфигурации, которую называют «пузырь Алькубьерре». Если космический корабль может создавать перед собой сгущение пространства-времени, а позади — разрежение, это позволит ему перемещаться вместе с таким пузырем даже со сверхсветовыми скоростями относительно внешнего наблюдателя. Варп-двигатель, как его стали называть, не противоречит общей теории относительности (которая, впрочем, не учитывает квантовую гравитацию), кроме того, согласно инфляционной модели Вселенной, такое расширение пространства-времени уже происходило сразу после Большого взрыва. Проблема в том, что двигатель должен состоять из вещества с отрицательной плотностью энергии, про которое ничего достоверно не известно, хотя на современном этапе считается, что Вселенная на 95% состоит как раз из такой «темной» материи и энергии.
В теории все должно работать, вот только масса, которую необходимо преобразовать в энергию для создания такого солитона, по оценкам Ленца, составляет несколько масс Юпитера. К тому же непонятно, можно ли выжить внутри солитона и как остановить его в нужной точке.
Затем Алексей Бобрик и Джанни Мартир из Нью-Йоркской лаборатории прикладной физики перспективных двигателей «разрешили» варп-двигателю состоять из обычной барионной материи, но только для субсветовых скоростей. Их статья вышла в мартовском номере журнала Classical and Quantum Gravity за этот год . Авторы распространили идею двигателя Алькубьерре на более широкий класс искажений пространства-времени, чем изначально предлагал ученый. О Оказалось, что субсветовые варп-двигатели допускают не только отрицательную, но и положительную плотность энергии. Авторы пишут: «Варп–двигатели оказываются гораздо более простыми и менее таинственными объектами, чем может показаться по изучению популярных источников, посвященных работе Алькубьерре».
Тайна медного ведра
КСТАТИ
Идея двигателя, работающего без топлива, легко монетизируется. Под нее британский инженер Майк Маккаллох из Плимутского университета получил грант в $1,3 млн от DARPA. Маккаллох, не раз пытавшийся объяснить принцип работы EmDrive, придумал теорию квантовой инерции и теперь пытается создать прототип двигателя, работающего за счет взаимодействия с гипотетическим излучением Унру. В следующем году грант закончится, но, видимо, он не будет последним.
Невозможность EmDrive связана с формальным нарушением закона сохранения импульса, но вдруг это и есть долгожданная «новая физика»? Поэтому опыты с EmDrive ставили и NASA, и китайцы, и европейцы. Но, похоже, новой физики в нем все-таки нет: недавние эксперименты в Дрезденском технологическом университете с тщательным учетом всех паразитных эффектов показали, что результаты измерения тяги были ложными.
Вероятность равна нулю?
Математическая разработка варп–двигателя не прекращается: так, в прошлом году руководитель лаборатории Eagleworks Гарольд Уайт представил доклад, в котором показал, как не потеряться в пространстве и времени во время прыжка. Для этого нужно не останавливаться перед формированием варп–пузыря а наоборот разгоняться в нужном направлении.
И все же колоссальный объем энергии, которая нужна для искривления окружающего корабль пространства-времени, оставляет идею варп-двигателя в области хоть и вполне научной, но фантастики. Даже Мигель Алькубьерре в интервью газете «New York Times» признал, что с каждым днем его скепсис по отношению к сверхсветовым полетам растет: «Пожалуй, это все-таки невозможно. А если и возможно, то идея воплотится в жизнь не раньше, чем через несколько столетий». Еще категоричнее высказался физик-теоретик Шон Кэррол из Калифорнийского технологического института, критикуя в 2018 году излишне оптимистичный и голословный отчет DARPA о возможности создания варп-систем в ближайшем будущем: «Вероятность, что кто–то реализует продукт на основе идеи варп-двигателя в ближайшее тысячелетие, равна нулю».
Точно так же во второй половине 1930-х видные ученые рецензировали идею космических полетов — как неосуществимую в принципе. И аналогия со считавшимся невозможным полетом на аппаратах тяжелее воздуха представлялась им ошибочной. Эти исторические примеры говорят только об одном: даже идеи, бесспорно неосуществимые при современном или предвидимом уровне техники, могут стать вполне реальными в результате прорывных научных открытий. Тем более это справедливо для космоса, который, как выразился Артур Кларк, бесконечен и неисчерпаем, поэтому его нельзя «победить» — его следует беспрестанно осваивать.