Сегодня поговорим о главном — о нашем институте. Тем более и повод отличный — 75 лет. За эти годы столько случилось: хорошего и не очень, потрясающего, загадочного, дерзкого и смешного. Институт живет своей жизнью, дышит полной грудью, ставит рекорды. Институт — это его люди. Преподаватели, студенты, сотрудники. Они делают научные открытия и получают Нобелевские премии, читают и слушают лекции, участвуют в «Физтех-песне» и выигрывают Матчи Века… Ведь Физтех — это не только учеба. Концерты, розыгрыши, экскурсии и разговоры обо всем. Это и есть жизнь. Каждому есть что вспомнить и чем поделиться. Но главное, каждый вносит свою лепту в будущее Физтеха.
Мы собрали для вас несколько фактов о прошлом и настоящем. О жизни. А что ждет Физтех в будущем? Посмотрим!
Памятник на память
11 сентября на Физтехе открыли памятник отцам-основателям МФТИ. Хороший памятник, отцы — как живые, даже не по себе немного, когда близко подходишь. Кажется, сейчас заговорят. А это неспроста: скульптор Денис Стритович замыслил поставить наших героев прямо на землю, безо всякого пьедестала. Для того чтобы сложилось впечатление присутствия и единения с проходящими мимо студентами. Они с нами, они среди нас.
Эскиз скульптурной группы бурно обсуждался народом. Многим композиция нравилась, но кто-то, естественно, работу критиковал. Почему у Льва Давидовича брюки длинноваты? Почему Николай Николаевич приподнял левую пятку? А уж знаменитая трубка Петра Леонидовича и вовсе вызвала шквал негодования. Это что же? Пропаганда курения? Впрочем, страсти улеглись, и наша гордость, наши нобелевские лауреаты и люди, которым Физтех обязан существованием, заняли свое место на площади НК. И еще. Деньги на памятник собирали целым миром — участие приняли все муниципальные предприятия города. Долгопрудный любит и помнит наших отцов-основателей. Чтит их память.
По главной улице с оркестром
В советское время день международной солидарности трудящихся (Первомай) и очередная годовщина великой октябрьской социалистической революции (7 ноября) принято было отмечать демонстрациями. Это были шествия трудящихся, студентов и школьников перед трибунами, на которых стояли отцы города. Физтех, конечно, не был исключением. И вот, дважды в год колонны факультетов шествовали по главной улице города — Первомайской и кричали «ура» перед трибунами, установленными около теперешнего магазина «Подружка». Неотъемлемые украшения любой демонстрации — воздушные шары, плакаты с коммунистическими лозунгами, транспаранты, портреты лидеров партии и красные флаги. Все это несли и физтехи. Но, конечно, добавляли кое-что от себя. А вообще — было очень весело и празднично!
Звездный ректор
Этого человека на Физтехе помнят все. Строитель студгородка и создатель школы вычислительной механики академик Олег Михайлович Белоцерковский был ректором МФТИ ровно 25 лет. Основатель и директор Института автоматизации проектирования РАН, действительный член Международной астронавтической академии (IAA), почетный член научного совета Международного центра биокибернетики, действительный член Польской академии наук, лауреат многочисленных премий и кавалер самых престижных орденов и медалей — перечислять его достижения и регалии можно бесконечно. Проще поступили индийские коллеги Олега Михайловича. За особые заслуги перед народом Индии в деле воспитания научных кадров правительство объявило его бриллиантовым профессором. А для нас он был и остается настоящей звездой. И не только в переносном смысле. Друзья и ученики подарили Олегу Михайловичу… звезду. Точнее, ее наименование. Теперь в созвездии Девы есть звезда «Академик Белоцерковский», которая, хочется верить, откуда-то из невероятной дали присматривает за Физтехом.
От традиций к открытиям
Традиции есть, конечно, у всех. Физтехи к своим обычаям относятся уважительно. Про некоторые уже и не вспомнишь — откуда взялись? А соблюдаются строго! А есть традиции поновее, такие, о которых можно точно сказать: в каком году, кто и с какой целью произвел действие, ставшее впоследствии традиционным.
Такая вот история, которой стало суждено повторяться из года в год, произошла примерно 35 лет назад на ФАЛТе. Студенты, вернувшиеся из армии в ставший родным Жуковский, на радостях повесили на нос самолету-памятнику МиГ-21 пропеллер. Тем, кто забыл, напомним: легкий сверхзвуковой фронтовой истребитель третьего поколения, разработанный ОКБ Микояна и Гуревича, собственного пропеллера не имеет. Залезть на гладкий самолет оказалось нелегко, а потому особенно интересно. Закаленные армией физтехи трудностей не боялись. Аттракцион оказался столь захватывающим, что на следующий год его решили повторить. А потом — через год… Однажды, лет 20 назад (традиция уже прочно прижилась), студент Антон Варюхин был снят с МиГа нарядом милиции за нарушение общественного порядка… А этим летом на МАКСе демонстрировался пассажирский реактивный самолет Як-40 с воздушным винтом в носу. И установлен он был все тем же Антоном Варюхиным, завкафедрой газовой динамики, горения и теплообмена МФТИ, заместителем генерального директора — директором исследовательского центра гибридных и электрических силовых установок Центрального института авиационного моторостроения им. П. И. Баранова. Это было сделано для того, чтобы проверить работу гибридной силовой установки с электродвигателем и применением технологий высокотемпературной сверхпроводимости, разработанной под руководством Варюхина. Кто знает, как сложилась бы профессиональная жизнь Антона Николаевича, если бы не традиция вешать на нос памятнику пропеллер?
Торт за картошку
Когда-то любой физтех при слове «картошка» в первую очередь представлял себе не славный гарнир к мясу-рыбе, а некое масштабное мероприятие, куда отправлялись все первокуры. А бывало, что и второкуры. Одно время, в 80-х прошлого столетия, сельскому хозяйству так нужна была помощь высшей школы, что отправляли на работы ребят вплоть до пятого курса! Среди ударников сельхозтруда был и Андрей Гейм, знаменитый грузчик, опытный бригадир сплоченного трудового коллектива. Помощь в уборке урожая была святой обязанностью студентов. Собирали не только картофель, но и все, что росло на полях средней полосы, в том числе кормовую свеклу и морковь, которыми славилось Подмосковье. На картошке проходило и посвящение в первокурсники. Частенько бывал на этих мероприятиях ректор Олег Михайлович Белоцерковский, а несколько раз поздравлять студентов приезжал и сам знаменитый Сергей Петрович Капица. По традиции лучшим работникам полей вручались торты. Сейчас на картошку никто не ездит. А в память о сельскохозяйственной эпопее нам остались картофельные концерты. Название пошло с той поры, когда СТЭМы отправлялись поддерживать трудящихся прямо на уборочные поля.
Таинственная история
Однажды на Физтехе произошла ужасная история — некий психически больной человек покусился на жизнь и здоровье всеми уважаемого Сергея Петровича Капицы. По счастью, Сергей Петрович остался практически невредим, но руководство института так испугалось, что решило принять меры.
Меры оказались жесткими. Согласно приказу проректора по режиму, калитки у Нового корпуса и столовой стали закрываться на замки. Вообще-то только на ночь, но с утра открывать их почему-то забывали. И вот, спешащим на занятия студентам и преподавателям приходилось бежать к дальним входам у других корпусов. Это было очень неудобно. Народ роптал.
Каков же был восторг физтехов, когда в ночь на 1 апреля 1987 года ворота были сняты с петель и унесены неизвестными. Нарушителей ждала жестокая расправа вплоть до отчисления, но, несмотря на все старания, их личности так и не были установлены. А ворота исчезли. Самым таинственным образом! Найти пропажу так и не удалось. Только потом стало известно, что их варварски затопили в Долгих прудах. Зато калитки больше не запирали.
Хвизтех
Сейчас значков с символикой МФТИ очень много. Среди них есть и факультетские, и юбилейные, и посвященные различным институтским мероприятиям. Но было время, когда никакими, даже самыми простенькими значками физтехи похвастаться не могли. Но им очень хотелось это сделать! Мечталось с гордостью носить на лацкане видавшего виды пиджачка (времена были голодные, скудные) знак своего собственного недавно родившегося, но уже успевшего стать лучшим в мире вуза. И что же придумали остроумные предшественники современных студентов? Где-то разжились довольно большой партией значков Московского химико-технологического института и с гордостью демонстрировали окружающему миру четыре заглавных буквы — «МХТИ». На вопрос же «почему это у вас на значках буква Х, вместо Ф?» невозмутимо отвечали: «ну что же здесь непонятного? МХТИ — Московский хвизико-технический институт!». Многие ребята приезжали из далекой провинции, где в то время еще помнили старое русское произношение, когда звук «ф» в сочетании с гласным заменялся звуком «хв»: хвартук, хванера, хвизкультура, ну и хвизика, конечно. Так что значки полностью соответствовали своему назначению!
Следующая остановка — Марс!
Почему-то именно день 1 апреля всегда был на Физтехе одним из любимых праздников. Про наклейки с обозначением строящейся станции «Физтех», которые повсюду появились на схемах в метро, конечно, все знают. А вот кое-кто помнит и старый, доремонтный подземный переход между ГК и ЛК. Он был темным и мрачным, с потолка капало, пахло сыростью, а из стен торчали обрывки проводов. Не переход, а тоннель какой-то. На Физтехе даже появилась байка, что в незапамятные времена метростроевцы сбились с курса и прокопали подземный ход между нашими корпусами.
А вообще в те времена, когда в «магазинах ничего не было» и «все было запрещено», физтехи радовались мелочам. Так, разноцветные лужи, в изобилии разлившиеся 1 апреля по всей территории студгородка, вызывали восторг, а рукотворная надпись на электричке «Федор Каменец» еще долго служила темой для воспоминаний. И правда — сейчас именными электричками никого не удивишь, а тогда, в конце 80-х, это было… как корабль! Как ледокол «Ленин». Что и говорить, любили фопфы своего замдекана.
Порадовать ближних в День дурака можно было по-разному. Например, переставить буквы в названиях станций «Марк» и «Новодачная». Получалось «Марс» и «Нововодочная». Можно было натянуть бельевую веревку между общагами и развесить на просушку гигантские тельняшку, майку и семейные трусы. Незатейливо, конечно, но так мило! Или приделать к бассейну разрезанный макет водолаза. Получится, что один водолаз выныривает из стены, а другой — ныряет внутрь здания.
Но стиль жизни меняется, а с ним меняются и розыгрыши. Главное помнить: шутки могут оказаться пророческими. Поэтому шутите осторожнее, друзья.
Справедливая награда
Вплоть до 1995 года, отработав полжизни в одной области, отдавая себя полностью любимому делу, служа образцом профессионализма, человек мог получить почетное звание заслуженного… кого? Кого угодно! Заслуженными были учителя, артисты, строители. А педагоги вузов, даже выдающиеся, звания такого получить не могли. Его не существовало. Где справедливость? Такой вопрос задал себе проректор МФТИ Виктор Школьников. Сначала себе, а потом — начальнику управления кадров министерства Михайлову. Почему преподаватели Физтеха не могут быть «Заслуженными работниками высшей школы»? Михайлов ответил, что новый перечень почетных званий уже утвержден, и «никто ничего добавлять в него не будет». Но Виктор Алексеевич сдаваться не собирался: надо было добиться для коллег заслуженной награды! Школьников обратился к Владимиру Кинелеву — председателю госкомитета РФ по высшему образованию. Кинелев обещал помочь. Вскоре вышел указ президента Бориса Ельцина «Об установлении почетных званий Российской Федерации…» И… нужного звания в этом перечне не было. Но спустя месяц вышел еще один указ. Он-то и утвердил звание «Заслуженный работник высшей школы РФ». Так — стараниями Физтеха — справедливой награды удостоились сотрудники всех вузов страны. А сам Виктор Школьников стал «заслуженным» только через пять лет…
Совет «Барьера»
Ну конечно же! Без этой восхитительной истории просто невозможно представить себе праздничный выпуск. Тем, кому она знакома, приятно будет вспомнить былинные времена. А юным, неоперившимся еще физтехам, полезно послушать рассказы о героическом прошлом. Итак, давным-давно, году примерно в 1997, решили физтехи-спелеологи оставить наказ потомкам на все времена. Забрались они в ночь на 1 апреля на стену неприступного доселе восьмого общежития и вывели на ней белой масляной краской золотые слова: «Коси и забивай». И огромные серп и молот нарисовали. Надобно заметить, что в те славные времена серп и молот символизировали не только рабоче-крестьянский труд, но и созидательный процесс в целом. Хороший это был символ, трудовой. А вот слова, обыкновенные глаголы повелительного наклонения, намекали на совсем противоположное. Такая вот игра символов получилась. Но не сразу сложилось все красиво да гладко. Пришлось ребятам из клуба «Барьер» свое творение в два этапа рисовать. Но долго ли коротко ли, а все же воодушевили спелеологи своих товарищей-студентов. Коль совета они бесценного придерживались, то и жить было веселее. Но не всем по нраву была эта затея. Ополчились власти на «серпасто-молоткастую» картину и постарались ее извести. Но всякий раз, словно в сказке, появлялась она на стене восьмерки снова и снова. И было так, пока общежитие не облицевали. И все ради того, чтобы с советом спелеологическим разделаться! Но старики рассказывают, что и после того появлялись серп и молот — уже в виде лазерной проекции. Это в 2016 году спелеоклуб «Барьер» так отметил свое 30-летие. А имена богатырей-спелеологов навеки вписаны в память Физтеха. Вот они: Юра Евдокимов, Саша Косицина, Игорь Шварцберг, Дюшка Коробейникова, Надя Романова и Володя Бельский.
Еще не вечер
29 февраля 1980 года в 19:30 в КЗ МФТИ состоялся концерт Владимира Высоцкого. Почему-то в некоторых архивных документах в качестве концертной площадки упоминается клуб «Романтики», но на записи ясно видно, что дело было в концертном зале. Высоцкий исполнял свои песни, а потом отвечал на записки зрителей. На сцене он оставался дольше обычного, хотя в восемь утра артисту нужно было улетать. Прощаясь, Высоцкий признался, что хотел бы чаще бывать в МФТИ. «Еще не вечер!» — сказал он. И столько было уверенности в этих словах, уверенности в том, что жизнь бесконечна, что в ней будет еще множество встреч, концертов, событий… Увы, больше на Физтех Владимир Семенович не приезжал. 25 июля того же года его не стало.
И еще. Кто-то не верит, но это правда. Виктор Цой действительно выступал на Физтехе. Концерт проходил в семерке, вход был свободным.
Чёрнильница
Корпус прикладной математики сейчас никого не удивляет своим сиреневым цветом. И «чернильницей» его уже тоже, кажется, не зовут. Скорее всего, современный студент и чернилами-то никогда не пользовался… Ну стоит он — сиреневый многоэтажный корпус. И что такого? Но в 80-х годах прошлого века, когда только замыслили его строительство, о таких необычных расцветках никто и не думал. Все постройки были строго однообразные, лишенные колоритных особенностей. Да и настоящих высоток в Долгопрудном еще не было.
Строить КПМ начали по инициативе ректора Олега Михайловича Белоцерковского. Рассчитывали, что два этажа в нем займет ЭВМ «Эльбрус». Пока строили, «Эльбрус» устарел, пришлось его площадку использовать для других целей. Но вот что интересно! Свой необычный фиолетовый цвет здание получило практически случайно. Сначала его хотели облицевать черной плиткой, но потом что-то пошло не так — и плитку заменили. Старожилы расстраиваются. Считают, что черный КПМ выглядел бы намного эффектнее. Но тогда, наверное, и Физтех был бы другим…