Специалисты с Факультета управления и прикладной математики вместе с учеными из Сколтеха и университета Орегона (США) опубликовали свою статью в журнале PLoS One. Она относится к категории междисциплинарных исследований: на стыке теории игр, экономики и психологии. Ключевую роль в работе сыграла серия экспериментов, проведенных в кампусе Физтеха.
Испытуемым вначале предложили игру, основанную на «Парадоксе заключенных». Правила игры (в которую они играли поначалу с компьютером) таковы: игрок выбирает между вариантами «сотрудничаю» и «предаю». Если игрок сходил «сотрудничаю» и так же сыграл оппонент, каждая сторона получает по 5,5 очков. Если один выбирает «сотрудничаю», а другой «предательство» — «предатель» получает 10 баллов против символических 0,1 у обманутого игрока. Наконец, сыгравшие оба «предателя» зарабатывают по 1,1 баллу. Эта игра названа «Парадоксом заключенных» по мотивам задачи о двух подозреваемых преступниках, каждый из которых может «сдать» напарника и пойти на сделку со следствием.
Игру «Парадокс заключенных» очень любят специалисты по социальной психологии, а также экономисты. Она, как принято считать среди ученых, неплохо имитирует множество разных жизненных ситуаций и экономических коллизий. Кроме «Парадокса…» есть и другая игра, которую тоже часто используют в разных исследованиях и которую тоже предложили студентам Физтеха — «Ультиматум».
Суть «Ультиматума» в следующем: один игрок распределяет деньги между собой и напарником. Он называет соотношение (к примеру, 1:1 — поровну), а второй игрок либо принимает предложение, либо отказывается, и тогда деньги не достаются никому. Ученые сначала предлагали играть в эти игры незнакомым друг с другом студентам (64 человека) и студенткам (32 человека), потом дали им рассказать друг другу о себе, а затем снова провели несколько серий «Парадокса заключенных» и «Ультиматума».
Как и предполагали авторы исследования, лучше узнавшие друг друга люди играют честнее: они чаще сотрудничают друг с другом и поровну распределяют банк в «Ультиматуме» с большей вероятностью, чем при игре против незнакомцев. Кроме того, что оказалось несколько менее очевидным для ученых результатом, знакомые друг другу люди терпимее относились к «предательству» при игре в «Парадокс».
Здесь необходимо подчеркнуть, что эффекты, подобные описанным учеными, кажутся очевидными лишь задним числом. Специалистам-психологам даже известно особое явление — эффект хиндсайта: люди склонны считать любое открытие очевидным после того, как оно сделано. Чтобы не создавать у читателей ложного впечатления об очевидности исследования, предложим представить обратный результат: если бы экспериментаторы обнаружили большую нетерпимость к нечестности среди знакомых, это можно было бы списать на житейское представление о том, насколько обидно предательство близких в сравнении со столь же нечестными поступками посторонних людей. Можно представить и то, что против незнакомцев студенты скорее играли бы честно, в силу, например, представлений о вежливости (свои поймут жесткую игру, а чужие могут обидеться).