За последние месяцы аудитории Физтеха позабыли, как выглядят среднестатистический студент и преподаватель: вуз перешел на дистанционное обучение. Так как подобная необходимость всем в новинку, то траектория образовательного процесса, которая бы эффективно работала, выстраивалась на ходу, методом проб. Мы попросили наших преподавателей рассказать о том, что поможет студентам учиться продуктивнее при таком формате обучения. Вот какие советы дал Иван Храпач, преподаватель кафедры общей физики, заместитель заведующего по науке в лаборатории искусственных квантовых систем МФТИ.
1. Во время семинара общайтесь
Онлайн-занятие (как, впрочем, и занятие в аудитории) должно быть общением в обе стороны, диалогом. Преподаватель должен получить обратную связь чтобы подстроить темп, поменять громкость голоса, стиль изложения в зависимости от подготовленности аудитории. Где-то могут быть пробелы у студентов, часто не по их вине. Если такие пробелы несложно закрыть преподавателю, он может потратить на это 2–5 минут, и дальнейшее изложение будет более продуктивное.
Для того, чтобы обеспечить общение аудитории с преподавателем, банально задавайте вопросы, регулярно. Формат вопросов обсудите с преподавателем заранее: будете ли вы его перебивать по ходу изложения или заведете отдельный чатик, куда группа будет скидывать вопросы, а преподаватель раз в 10 минут — прерываться и отбирать самые релевантные и интересные вопросы. Если непонятно настолько, что даже не можете сформулировать вопрос, так и говорите: «непонятно вообще», «мы в ступоре». Хорошо если в этом плане преподаватель проявляет инициативу. Если нет, то это должны сделать студенты. Если студенты скромные, договоритесь чтобы это делал староста, пусть это будет его или ее обязанностью. Относитесь к семинарам не как к занятиям, которые вам навязывает преподаватель, а как ко встречам, во время которых вы должны выспросить семинариста по всем непонятным вопросам, выжать из него, все что вы можете.
Еще общению участников семинара поспособствует видео. Постарайтесь вести семинары в среде, где есть такая техническая возможность, включите камеры. Только проверьте, не влияет ли это на качество презентации преподавателя и звук. Кстати о звуке: выключайте микрофон, если не говорите в данный момент. Звуки за вашим окном или дома будут «зашумлять» эфир.
2. Заведите чатик
Заведите совместно с преподавателем чатик, где будете все собираться, задавать вопросы, общаться, скидывать задания. Бывает, у кого-то проблемы со связью или объективные причины не выйти в сеть в назначенное время. Может быть, у преподавателя форс-мажор, и он просит перенести занятие. Может быть, изменились правила сдачи задания, или что-то такое. В чатике вы сможете сгладить все эти проблемы, не пропустить какие-то важные объявления, залить всю актуальную информацию по предмету, задать вопросы. Кстати, вопрос может зародиться в вашей голове уже после семинара, и у вас будет время его грамотно и развернуто сформулировать. Куда это вопрос скинуть, как не в чатик? Еще в чатике можно вести опросы.
Если вы в чатике «флудите», и это затрудняет поиск актуальных объявлений, заведите еще и канал, куда информацию будут скидывать только преподаватель и, может быть, староста.
3. Смотрите онлайн-лекции
Обязательно смотрите! В моем случае это лекции кафедры общей физики, и они все прекрасные. Еще лучше то, что можно выбрать преподавателя, «прийти» на лекцию в удобное вам время, смотреть в ускоренном режиме, поставить лектора на паузу, промотать уже известную вам тему. Тут, по-моему, редкий случай, когда карантин имеет преимущество по сравнению с нормальным режимом.
4. Сделайте обучение похожим на офлайн
Просматривайте лекции регулярно, не прогуливайте семинары, делайте самостоятельную практическую работу между занятиями. Устраивайте переменки совместно с группой. Для этого заведите отдельную встречу в зуме или скайпе без преподавателей, которую можно назвать, например, «курилка». Обсуждайте текущие проблемы, преподавателей, помогайте отстающим. Не теряйте неформальный контакт друг с другом.