Перед каждым школьником встает вопрос выбора будущей профессии, самореализации и самоопределения. Это сложный этап, во многом определяющий нашу дальнейшую жизнь, и здесь как нельзя важен совет наставника, который поможет не только найти интересное направление, но и сделать первый шаг к профессии, которая будет востребована в будущем.
Именно эту задачу — открыть двери в мир науки и познакомить школьников с одним из наиболее перспективных направлений на рынке труда — поставили перед собой организаторы учебного тренинга BioBootCamp.
BioBootCamp — многоэтапный марафон для увлеченных биологов
Лаборатория геномной инженерии МФТИ взяла на себя непростую задачу — организовать многоэтапный конкурс для одаренных школьников с образовательным тренингом. В итоге получился трехэтапный челлендж: отборочный этап и определение лучших школьных команд, образовательный интенсив и финальное соревнование между командами.
BioBootCamp стартовал в апреле. Первоначально организаторы задумывали провести тренинг для отобранных команд в стенах Физтеха — пригласить ребят на полуфинал в лабораторию и лекционные залы вуза. К сожалению, сложная эпидемиологическая обстановка не позволила провести очный этап, и ученые пересмотрели программу в сторону биоинформатики. Этот формат позволил провести исследования у себя дома, на любом компьютере.
«Биоинформатика — одно из самых перспективных направлений не только в генетике, медицине и биологии, но и в целом на рынке труда. Специалисты этого направления — широко востребованные и высокооплачиваемые. Это сравнительно новая отрасль, и рынок ощущает острый дефицит профессионалов.
Ситуация осложняется тем, что эта профессия на стыке наук — специалистам необходимы глубокие знания не только биологии, медицины, но и программирования, математики и статистики, и здесь научная база Физтеха выступает флагманом. Именно биоинформатики с помощью численных методов занимаются поиском лекарств от неизлечимых пока болезней, определяют нужный геном, вредность мутации и ищут препараты, продлевающие не только нашу жизнь, но и здоровое долголетие», — рассказывает Павел Волчков, руководитель лаборатории геномной инженерии МФТИ.
Этапы BioBootCamp
На первый этап конкурса подали заявки порядка 450 старшеклассников и получили для решения действительно серьезные биоинформатические задания. В ходе строгого отбора в полуфинал вышло 15 команд.
В августе команды были приглашены на следующий, тренировочный этап — весьма серьезный онлайн-интенсив. Всего 10 учебных дней по 3 занятия в каждом, в течение которых ребята участвовали в семинарах, слушали лекции, zoom-конференции, решали задачи по биоинформатике, молекулярной биологии, генетике.
В начале декабря планируется провести финальный этап BioBootCamp в формате онлайн-хакатона. Для финалистов в лаборатории уже готовят сложную биоинформатическую задачу.
Цель BioBootCamp
«С помощью проекта BioBootCamp мы находим талантливых детей по всей стране. Тех, кто заинтересован в биологии и планирует в дальнейшем профессионально развиваться в данном направлении. Мы знакомим их с Физтехом, рассказываем про нашу лабораторию и проекты. Дети узнают, что такое лабораторные исследования непосредственно на практике, и сразу видят, к чему стремиться в будущем.
Наша основная задача — помочь ребятам не только найти себя в науке, но и стать востребованными специалистами уважаемой и нужной профессии», — резюмирует Павел Волчков.
Недетские задачи молекулярной биологии
В отборочном этапе по предмету молекулярной биологии организаторы поставили перед школьниками весьма недетские задачи — стать участниками проекта разработки лекарств от рака. В команде составителей заданий приняла участие Полина Соловьёва — руководитель молекулярно-биологического направления довузовского образования школьников на базе лаборатории.
«В первом задании отборочного тура мы предлагали участникам самим найти мишень неизвестного ингибитора, который способен влиять на раковые клетки in vitro, замедлять их деление или вызывать апоптоз.
В качестве решения мы предложили прямой генетический скрининг: выявление генов, ответственных за наблюдаемый признак. Этот метод основан на выведении клеточных линий, нечувствительных к действию исследуемого соединения, и последующем поиске мутаций, обеспечивающих такую резистентность», — поделилась Полина Соловьёва.
Биоинформатика как творчество
Одним из составителей задания по биоинформатике для конкурса BioBootCamp стал Геннадий Федонин, младший научный сотрудник лаборатории терапии орфанных заболеваний МФТИ. Во всех заданиях составители оставили командам простор для творчества и одновременно заложили некие формальные критерии оценки, так как опыт предыдущих соревнований для продвинутых школьников показал, что все участники очень талантливы, а выбор победителя — тяжелый и неблагодарный труд.
«Для BioBootCamp была выбрана самая актуальная для всех тема — эпидемиология. Нам предстояла масштабная работа — за две недели рассказать ребятам и про математическое моделирование эпидемий, и про иммунологию, и про методы создания вакцин.
В отборочном туре школьникам были даны задания, требующие быстрого погружения в новую область. Им предстояло разобраться с научным софтом и провести логическую последовательность вычислительных экспериментов. Это позволило отобрать ребят, способных за две недели интенсива впитать еще больше новых знаний и освоить очень серьезные научные методы.
Задача финала потребует от участников в еще более короткие сроки мобилизоваться и придумать собственное решение одной очень актуальной научной проблемы. В свою очередь, формат хакатона потребует от команд слаженной коллективной работы, умения разбить задачу на подзадачи, наиболее подходящие каждому члену команды, а затем склеить из них единое решение. Уверен, что это будет очень интересный и полезный для ребят опыт», — рассказал о своей программе Геннадий Федонин.
Знак качества
«Еще в отборочном туре конкурса BioBootCamp мы выставляли высокую планку, тем самым максимально приближая “выпускников” — тех, кто прошел первичный отбор и тренинг, — к профессиональному рынку труда.
Рынок биоинформатиков сейчас перегрет — потребность большая, специалистов не хватает. Мы стремимся к тому, чтобы наш BioBootCamp и победа в нем были знаком качества для будущего работодателя, и это стоит дороже сертификатов курсов. Это доказательство готовности человека работать в команде с вызовами реальной лаборатории.
Если программисты давно “взвешивают” компетенции в хакатонах — кто лучше, быстрее, точнее решит практическую задачу — то у биологов таких конкурсов пока почти нет. А должны быть, и мы это сделали», — говорит Денис Андреюк, исполнительный директор Российской ассоциации содействия науке, соорганизатор мероприятия.