Ровно 25 лет назад, 1 апреля 1996 года, была открыта станция метро «Физтех» Серпуховско-Тимирязевской линии. За годы эксплуатации «Физтех» стал неотъемлемой частью институтского кампуса. Здесь в переходе собираются непоместившиеся на НК физтехи, а стены украшают надписи «Все на ФПФЭ» и подпись к советскому гербу — «Коси и забивай». Именно на метро на «Физтех» приезжал нобелевский лауреат Константин Новосёлов после получения премии в 2010 году.
Строительство станции
Первоначально станцию планировалось сделать наземной, так как глубина заложения соседней — «Алтуфьево» — всего 9 м. Однако физтехи возмутились и написали открытое письмо в департамент транспорта Москвы с просьбой закопать «Физтех». «Нам не нужна вторая электричка, у нас уже есть “Новодачная”, мы хотим поглубже, чтобы было настоящее метро!» — так прокомментировал ситуацию глава студсовета ФОПФ Владлен Мусоргский.
Просьба студентов была услышана, и «Физтех» заложили на глубине 3,14 метров. Глубже закопать станцию не удалось из-за болотистой почвы Долгопрудного (она же повлияла на сроки открытия станции).
«Участок был пройден единственным в России тоннелепроходческим механизированным комплексом с гидропригрузом. В самом начале, на первых 500 метрах, щиту пришлось идти под местным прудом через глину в трех метрах от дна. Затем были успешно пройдены МКАД, действующая заправка (без ее переноса), и только потом пошли благоприятные для машины породы», — отмечал глава «Мосметростроя» Сергей Гуков.
Открытие станции
Открытие станции планировалось к 60-летнему юбилею Московского метрополитена в декабре 1995 года, вместе с открытием Люблинской линии (станции «Чкаловская», «Римская», «Крестьянская застава», «Кожуховская», «Печатники» и «Волжская»), однако из-за сложных грунтов, затруднивших строительные работы, открытие перенесли на апрель 1996 года.
Выход щита на станции «Физтех»
1 апреля состоялось торжественное открытие станции. Мероприятие прошло в весенней праздничной атмосфере, присутствовали представители администрации Москвы, Долгопрудного и Физтеха.
«Хочу всех поздравить с тем, что мы приобрели еще одну красивую станцию. Метрополитен — это уже 157 станций и более трехсот километров пути», — подчеркивал мэр Москвы в интервью ИТАР-ТАСС.
Многочисленные и воодушевленные физтехи пели гимн МФТИ «По всей земле из Долгопрудной» и обещали переделать кричалку «от Коробки до НК» на «от метро и до НК».
«Теперь мы по-настоящему московский вуз. До базы теперь станет проще добираться. Раньше мне нужно было вставать в 6:15, чтобы успеть на электричку и приехать на базу в Троицк к 9:00. А теперь я могу поспать на 10 минут подольше», — радовался 4-курсник физхима Иван Баянов.
«Будем туннелировать в Москву», — каламбурили студенты ФОПФ.
Настроение Ивана подхватывали и другие физтехи: «Теперь не страшно опоздать на электричку, будем чаще ездить на пары на базовой кафедре».
Студент ФАЛТ Виталий Витальев иронизировал: «ФАЛТ стал еще ближе к кампусу. Осталось открыть метро в Жуковском. Будем сюда приезжать каждый день, когда там тоже будет метро».
Открытие станции «Физтех»
«Физтех» в цифрах
«Физтех» стала 157-й станцией метро и 23-й станцией Серпуховско-Тимирязевской линии. Протяженность перегона «Алтуфьево» — «Физтех» составляет 4,75 км. Глубина заложения — 3,14 м (расположена ближе всех в поверхности, обходя «Печатники» — 5 м). Является самой северной станцией Московского метрополитена.
За 25 лет эксплуатации «Физтех» принял суммарно более 6,626 070 пассажиров, на линии поменялось более 1,054 5 составов и 4,135 6 вагонов.
«Физтех» в культуре
Мало кто знает, но знаменитая сцена из третьего фильма «Матрица: Революция» на станции метро Mobil Avenue снималась именно на «Физтехе». Изначально тогда еще братья Вачовски (режиссеры фильма) планировали оставить в кадре надпись «Sapere aude» (лат. «дерзай знать» — девиз МФТИ), которая красовалась на стене вестибюля «Физтеха», замазав только логотип МФТИ. Однако на стадии монтажа фильма станцию было решено переименовать в Mobil Avenue, так как из «Mobil» можно составить анаграмму слова «limbo» («лимб»), а вот из «Sapere» получалось составить только анаграмму «a spree» — «кутеж», что совсем не отвечало духу фильма.
«Физтех» сейчас
Станция «Физтех» стала важным объектом инфраструктуры Долгопрудного и первым шагом к развитию транспортных артерий между Москвой и областью. Всего две станции, кроме нее, имеют выходы в нескольких городах: «Котельники» (в Москве, Котельниках и Люберцах) и «Новокосино» (в Москве и Реутове).
Более того, «Физтех» всегда первым пускался в эксперименты. Здесь тестировались одноместные вип-вагоны, была опробована система оплаты проезда с помощью Face ID и появились вагоны-боталки. Дизайн «Физтеха» был признан настолько удачным (в особенности гексагональная плитка, напоминающая графен), что его планировали использовать при строительстве омского метро. Даже всем известная карта «Тройка» тестировалась именно на Серпуховско-Тимирязевской линии, в частности на «Физтехе». Студентам название не понравилось, и между собой они прозвали ее «удос» (отличники даже отказывались пользоваться картой из суеверий).
Несколько лет назад Профкому удалось договориться с департаментом транспорта Москвы, и теперь ровно в 12 ночи перед экзаменами в летнюю и зимнюю сессию диктор на станции торжественно объявляет: «Уважаемые пассажиры! Халява, приди!»
Вот что говорит о «Физтехе» машинист Иннокентий Харонов, проработавший на Серпуховско-Тимирязевской линии 25 лет:
«Да, “Физтех” — особенное место, мое любимое на всей серой ветке. Здесь все какое-то другое: пассажиры, атмосфера — все отличается. С самого открытия в 1996 году он мне как-то в душу запал. Хоть “Физтех” и конечная остановка, не всегда легко тронуться. Хочется подольше постоять, посмотреть на спешащих студентов, полюбоваться вестибюлем. Но работа есть работа».
Поздравляем «Физтех» с юбилеем!
2