«Я уверена, что по результатам экспедиции у нас будет много новых интересных научных данных, которые существенно расширят наше понимание процессов, происходящих в экосистеме Камчатского региона», — Олеся Рутенко, к. б. н., сотрудник Института Мирового океана ДВФУ
Согласно последним данным, более 90% живых существ обитает именно в океане. Причем большинство из них науке еще не известны, учеными не найдены и не описаны. Каждый год морские биологи пополняют картотеку морских обитателей на две тысячи новых существ.
На прошлой неделе из Петропавловска-Камчатского в море вышла группа исследователей в рамках проекта «Плавучий университет». Изучать будут уникальную экосистему камчатского региона — невероятно интересного и плохо исследованного. О том кто, что и зачем будет исследовать в акватории Тихого океана, мы поговорили с начальником экспедиции Олесей Рутенко.
С чего обычно у вас начинается подготовка к экспедиции?
Обычно экспедиция планируется для решения вполне определенных задач. Например, невозможно определить распределение и численность зоопланктона — важнейшего кормового объекта лососей и серых китов, отбирая пробы с берега. Необходимо садиться на судно и идти в те районы моря, где они водятся. Наши исследования касаются изучения морских экосистем Камчатки, поэтому сначала мы подавали заявку на морские научные исследования с обоснованием необходимости проведения экспедиции для решения поставленных задач. Затем подавали заявку в Министерство науки и высшего образования на разрешение проведения работ с использованием конкретного научного оборудования. После получения положительного решения мы формировали научный коллектив.
Каким образом вы формируете команду?
На первом этапе команда формируется исходя из научной задачи экспедиции. Костяк команды — это, конечно же, те участники, которые будут работать по ранее заявленным государственным заданиям на научные исследования от Министерства науки и высшего образования. В этот раз это коллектив Института Мирового океана ДВФУ и команда Андрея Яцука из Тихоокеанского океанологического института им. В. И. Ильичева.
Как ни странно, но немалое значение имеют дружеские научные связи, которые формируются на конференциях и симпозиумах. Например, несколько лет назад на подобных мероприятиях, посвященных проблеме «красных приливов» на Камчатке, мы познакомились с очень сильной и известной командой Татьяны Чуриловой из Института биологии южных морей А. О. Ковалевского, занимающейся биооптическими исследованиями фитопланктона. В этой экспедиции мы уже будем выполнять совместные работы. Также после встречи на очередной конференции к нам присоединился Игорь Жданов из института океанологии им. П. П. Ширшова, который будет изучать распространение микропластика в камчатских водах. Запланированные микробиологические исследования будут выполнять коллективы из нескольких институтов Владивостока и Севастополя. Мы, конечно, не даем объявлений в газету, но академическая мобильность и профессиональные связи очень много значат в международной научной среде.
В этой экспедиции заметен «женский след» среди руководителей отрядов. Это совпадение?
Мне кажется, у нас полное равенство в этом отношении. Специального отбора по гендерному составу точно не проводилось.
Насколько легче или сложнее женщине прокладывать свой путь в океанологии? Ведь исторически сложилось, что все лавры в этой области принадлежат мужчинам.
Моя специальность — ихтиология. Вообще, в морской биологии достаточно много ученых-женщин, и я не сталкивалась в своей карьере с препятствиями, обусловленными половой принадлежностью. В океанологических исследованиях есть палубные виды работ, требующие мужской силы, поэтому в экспедициях всегда требуются океанологи-мужчины, собирающие материал, и здесь женщинам просто не стоит составлять им конкуренцию. При этом очень важны специалисты, которые будут быстро и качественно проводить первичный анализ добытого материала в лабораториях без использования физической силы, обладающие усидчивостью и аккуратностью. Поэтому у каждого есть возможность проявить свои лучшие качества. Мне кажется, что тут вопрос не в том, насколько женщине сложнее или легче прокладывать свой путь именно в океанологии, а в сложности совмещать семью и заботу о детях с морскими экспедиционными исследованиями.
Продолжая немного женскую тему. Экипаж, капитан, например, уже не шутят из серии «женщина на корабле»?
Честно говоря, не знаю: может, и шутят. Без юмора в жизни и тем более в море очень трудно. Мы работаем на научно-исследовательском судне «Профессор Мультановский» Росгидромета, на котором очень спокойная, дружественная и деловая атмосфера.
Какие качества есть у руководителя экспедиции, которых нет у остальных ее участников?
Думаю, основное качество, которое должно быть у руководителя экспедиции, — это умение брать на себя ответственность, принимать решения, сохранять спокойствие и уверенность.
Каковы основные цели данной экспедиции?
Цель у нас сформулирована так: «комплексная оценка состояния экосистем дальневосточных морей с использованием различных методологических подходов и ретроспективного анализа абиотических факторов природной среды, а также подготовка молодежного кадрового резерва в области морских наук по научно—образовательной программе “Плавучий университет”».
Планируется комплексное исследование прикамчатских вод. Наш коллектив, образованный научными сотрудниками из разных уголков страны, решает разноплановые задачи. Будет определена концентрация парниковых газов в донных осадках, воде и атмосфере, впервые исследованы газогеохимические поля в донных отложениях, водной толще и приводном слое атмосферы в этом районе. Планируется определить закономерности пространственной изменчивости спектральных показателей поглощения света оптически активными компонентами водной среды. Экологическое состояние прибрежной акватории будет оценено по физико-химическим и микробиологическим параметрам, изучены состав и распределение донных организмов. Нефтяное загрязнение будет исследовано молекулярно-генетическими методами с помощью маркерных генов углеродокисляющих бактерий. Кроме того, впервые будет выстроена карта распределения микропластика в дальневосточных морях.
Какой научный максимум вы планируете вывести из этого рейса?
Могу с уверенностью сказать, что подобного рода комплексных экспедиций, в которых были бы задействованы столь разносторонние методологические подходы, не проводилось очень давно. Самый главный научный максимум — это обработать полученный материал, проанализировать, совместить результаты всех научных коллективов, дать интегрированную оценку экосистемам дальневосточных морей и спрогнозировать дальнейшее развитие событий.
Почему для ваших исследований так важен этот регион? Насколько хорошо изучены Камчатка и воды вокруг?
Камчатский регион — это, безусловно, уникальные природные экосистемы, которые достаточно плохо изучены. Например, сообщество мейобентоса — мельчайших морских организмов, обитающих в толще дна, — исчисляется сотнями тысяч и миллионами особей на квадратный метр. И они никем не изучены в этом районе, несмотря на значимую роль в круговороте веществ и трансформации потока энергии.
В последнее время Камчатский регион становится все более популярным туристическим местом, привлекающим людей красотой дикой природы и морскими деликатесами. Поэтому актуальной проблемой становятся «красные приливы» — вспышки цветения микроводорослей, выделяющих опасные токсины. Для мониторинга и прогнозирования подобных событий необходимо проводить комплексные исследования морских экосистем, что мы и делаем в своей экспедиции.
Какова судьба результатов экспедиции? Куда и как уходят данные научных исследований? Кто и как потом с ними работает?
По окончании экспедиции сначала пишется краткий экспедиционный отчет. Затем первичные результаты исследований будут представлены на конференциях. Полученный уникальный натурный материал будет тщательно изучен и проанализирован в лабораториях на суше. Для разбора некоторых биологических проб потребуются многие месяцы кропотливой работы многочисленных специалистов. Например, для определения бентосных морских организмов потребуется участие специалистов по отдельным группам животных. Завершающим этапом научного исследования является представление полученных результатов международному научному сообществу в виде публикаций в рецензируемых журналах и пополнения специализированных баз данных.
Мы идем в экспедицию под эгидой Плавучего университета, поэтому студенты, принимающие участие в рейсе, будут использовать полученные материалы для написания курсовых и дипломных работ, представлять результаты своих исследований на конференциях и принимать участие в написании публикаций.
Я уверена, что по результатам экспедиции у нас будет много новых интересных научных данных, которые существенно расширят наше понимание процессов, происходящих в экосистеме Камчатского региона.
Какая у вас самая идеалистическая мечта в науке? Чего бы вы хотели достичь?
Деятельность человека вызывает катастрофическое вымирание животных, растений и микроорганизмов в таких масштабах, что это может уничтожить четвертую часть ныне существующих на Земле видов в течение следующих 50 лет. Поэтому моя самая большая мечта — замедлить этот процесс, сохранить удивительный и гармоничный живой мир нашей планеты.
Вспомните последнюю экспедицию. Каким было ваше самое большое желание после схода на берег?
После большой экспедиции очень хочется обнять своих родных и близких, вкусить обычные житейские радости: сходить в кафе или на тренировку, просто пройтись по улицам родного города.