Александр Родин, исполнительный директор НТЦ мониторинга окружающей среды и экологии МФТИ (ЦНТИ), стал лауреатом премии «Технологический прорыв 2023» в специальной номинации «Архитектура неба». Премия направлена на поддержку прорывных технологических проектов и вручается лидерам отрасли беспилотных авиационных систем и российского рынка дронов.
Номинации премии соответствовали тематике пяти федеральных проектов в рамках Национального проекта «Беспилотные авиационные системы», работа по которому начнется с 1 января 2024 года. В качестве организаторов выступили АНО «Платформа НТИ», АНО «Университет Национальной технологической инициативы 2035» и Фонд поддержки проектов НТИ.
Александр Родин получил награду за проект комплекса оперативной ледовой разведки, в ходе которого были проведены взлет и посадка разработанного в МФТИ беспилотного летательного аппарата (БПЛА) с вертолетной площадки дрейфующего атомного ледокола «Таймыр». Полет среднего БПЛА был впервые осуществлен за 70-й параллелью северной широты. Работы проводились совместно с Дирекцией Северного морского пути ГК «Росатом».
«Уникальность нашего проекта состояла в первую очередь в площадке для проведения испытаний, поскольку наш комплекс предназначен для работы на палубе атомного ледокола. Это, конечно, накладывало гигантскую ответственность, поскольку это очень сложное сооружение. Были технические сложности, связанные с непростой электромагнитной обстановкой около ледокола, но тем не менее мы успешно такие испытания провели. Теперь каждую неделю проводим полеты либо в Подмосковье, либо в Ярославской области. В конце прошлой недели, например, летали над Рыбинским водохранилищем — отрабатывали в том числе автоматическую посадку на палубу», — рассказал о проекте в интервью пресс-службе МФТИ Александр Родин.
Финальные испытания запланированы на ледоколе «Ямал» в 2024 году. Главная задача беспилотника в данном проекте — получение радиолокационных и оптических изображений поверхности, в том числе в инфракрасном диапазоне. Аппарат оснащен полезной нагрузкой и программным обеспечением, предназначенным для получения оперативной информации о ледовой обстановке с целью обеспечения безопасного судоходства по Северному морскому пути. В дальнейшем БПЛА будет проводить оценку и прогноз ледовой обстановки на основе искусственного интеллекта и численного моделирования. По детальности и качеству получаемая информация будет существенно превышать текущую, на основе спутниковых данных.
Мы поздравляем Александра Вячеславовича с заслуженной победой!