Наталья Степанова, директор координационного центра «Плавучий университет» МФТИ, и Егор Быковский, директор Центра научной коммуникации МФТИ, вошли в состав экспертного жюри международного конкурса «Пролет Фантазии» и оценили работы современных научных фантастов. Организатор конкурса — Арт-пространство «Понедельник».
Постоянно идущий с 2008 года международный литературный конкурс «Пролет Фантазии» вот уже несколько лет проводит и открытый конкурс научно-фантастических рассказов. Каждый год — на разные главные темы. В нынешнем 2024 году тема открытого конкурса называлась «Человек и океаны: колыбель, угрозы, разум?», и поэтому в качестве судей конкурса нужны были ученые, понимающие в океане. Основными направлениями для ее раскрытия стали исследования, история, мир человека и дальние миры, надежды, реальность и опасность. Экспертное жюри на первом этапе конкурса разбирало около 40 работ.
Наталья Степанова является экспертом в области океанологии не только в теории, но и в суровой практике. В качестве начальника экспедиции «Плавучий университет» МФТИ — ИО РАН Наталья лично «погружает» студентов в науку в ходе экспедиций в Арктику. И как фридайвер сама погружается на десятки метров в морские глубины.
«Для меня было важно то, как автор описывает океан, — все его представляют себе по-разному. Как океанолог могу сказать, что реальное описание встречается исключительно редко. Большинство авторов основываются на своих представлениях и мыслях, не всегда реалистичных. Было интересно увидеть океан глазами других людей, и отдельное удовольствие приносило чтение тех авторов, кто действительно знает, о чем пишет. Кроме сюжета, особое внимание привлекало описание движения в воде, того, как свет проникает сквозь нее. Океан — это целый мир, весьма отличный от нашего и способный дарить множество фантастических идей.
В итоге из всех работ мне больше всего понравился рассказ “Катамаранчик“ с удивительным персонажем — мальчиком, который чувствует океан. Без привязки к океану увлекательно было читать про кладбище кораблей, в этой работе чувствуется, что автор понимает, что такое судно. Это погружает в реалистичный мир. Ряд работ выделяли красивое повествование и легкий язык, это тоже важный критерий», — рассказала о проекте Наталья Степанова.
Егор Быковский — российский журналист, редактор популярных изданий, автор и ведущий образовательных подкастов. За годы своей карьеры работал главным редактором «Вокруг Света», «Чердака» (ТАСС-Наука), «Науки в фокусе», Naked Science. Участвовал в создании образовательных подкастов «Наука на чердаке», «Теория всего» и часто выступает в качестве ведущего научно-образовательных программ на радио. Сейчас работает на Физтехе и говорит, что «нашел здесь свое место».
«Мне ужасно не хватает книг, которые хотелось бы читать после того, как пролистал первые несколько страниц. От писателей научной фантастики хочется ожидать не просто экстраполяции других жанров (бластеры вместо винтовок в вестернах, космические корабли и флаеры вместо кораблей и самолетов), а понимания того, что технологии могут меняться не только поступательно, но и неожиданным образом. Социальные отношения тоже существенно меняются, и это надо учитывать, когда пишешь о будущем. Таких авторов очень, очень немного, но они есть. Вот в этот раз их было даже неожиданно много — из 40 рассказов 10 были отчетливо неплохими, а это весьма недурной результат», — отметил Егор Быковский.
Научная фантастика появилась вследствие промышленной революции XIX века, когда со страниц книг Жюля Верна и Герберта Уэллса читатели узнавали о достижениях науки и техники. Уже в XX веке звезды жанра стали поднимать философские проблемы путей технологического развития человечества. В современном мире невероятные мечты становятся реальностью, а грань между самыми смелыми идеями фантастов и научными открытиями стирается очень быстро.
Так есть ли будущее у научной фантастики? Хочется верить, что есть! В самом скором времени журнал «За науку» собирается начать печатать новые произведения отечественных фантастов, написанные в жанре «строгого sci-fi».