Ученый из МФТИ создал новый метод расчета взаимодействия ультракоротких лазерных импульсов с оптической плотной средой. Работа опубликована в Journal of Optics. В исследовании были проведены расчеты зависимости коэффициента поглощения среды от частоты и длительности лазерного импульса и толщины среды.
Ультракороткими импульсами физики называют импульсы с длительностью, которая выражается фемтосекундами (0.000000000000001 секунды), и еще более короткими. За последние два десятилетия фемтосекундные лазеры произвели настоящую революцию во многих сферах науки и техники. Изначально эти мощные инструменты использовались в основном для фундаментальных исследований, но с течением времени сфера их применения значительно расширилась. Теперь фемтосекундные лазеры активно применяются для решения множества прикладных задач, например в таких областях, как высокоточная обработка материалов и биомедицинские технологии. С развитием технологий стал возможен не только более глубокий анализ физических процессов, но и создание инновационных решений, которые открывают новые перспективы в различных науках. Эти лазеры обеспечивают непревзойденную точность и скорость, что делает их незаменимыми в современных научных экспериментах и промышленных приложениях.
Аттосекундная физика возникла благодаря сочетанию двух научных дисциплин: лазерной физики и физики взаимодействия лазерных импульсов с атомами и молекулами. Это направление науки исследует волновые процессы на масштабах, измеряемых в аттосекундах. Аттосекунда в тысячу раз меньше фемтосекунды и соответствует одной секунде, деленной на 10^(-18). Чтобы лучше понять это время, можно провести параллель: за одну секунду проходит такое количество аттосекунд, какое количество секунд прошло за всю историю Вселенной, которая составляет примерно 14 миллиардов лет. Или, например, свет, испускаемый Солнцем, достигает Земли за восемь минут, а за одну аттосекунду он едва сможет пролететь мимо одного атома. Электрон в атоме водорода движется с огромной скоростью (в 100 раз меньшей скорости света, то есть около трех тысяч километров в секунду), и обходит ядро за 150 аттосекунд. Аттосекундная физика начала развиваться около 20 лет назад с первых экспериментов по созданию лазерных импульсов, длительность которых измерялась в аттосекундах.
На начальном этапе ученые смогли генерировать импульсы длительностью одну фемтосекунду (тысяча аттосекунд), затем добились создания импульсов, продолжительностью 800 аттосекунд, и в 2016–2020 году достигли значений в 100 аттосекунд. Сегодняшние лучшие результаты измеряются уже десятками аттосекунд.
В 2023 году Нобелевская премия по физике была вручена за экспериментальные методы генерации аттосекундных импульсов излучения для изучения динамики электронов в веществе. Но одних экспериментальных исследований недостаточно. Требуются новые эффективные методы вычислений, чтобы управлять подобными лазерами и использовать их в различных целях.
Два основных метода расчета взаимодействия электромагнитных импульсов с веществом основаны на золотом правиле Ферми и численном решении уравнения Шредингера. Первый метод очень удобен и эффективен, но не работает для ультракоротких импульсов. Второй требует слишком много вычислений.
В новом исследовании, посвященном поглощению ультракоротких лазерных импульсов в оптически плотной среде, заслуженным профессором МФТИ Валерием Астапенко найден «срединный путь» между этими двумя методами, что позволило построить более прозрачную и эффективную модель явления. Используя полный коэффициент поглощения для всей длительности импульса и учитывая эффекты отражения и распространения на границе раздела вакуум / среда, удалось разработать универсальный подход к описанию этих процессов.
Обобщая предыдущие работы, в которых был установлен мост между микро- и макроописанием процессов излучения, ученый представил новое выражение для полного коэффициента поглощения, зависящее от комплексного показателя преломления среды.
В работе также были проведены численные расчеты, которые показали, как полный коэффициент поглощения варьируется в зависимости от параметров лазерных импульсов и толщины слоя среды. Использовались модели взаимодействия лазерных импульсов с пластинами арсенида галлия (GaAs), часто используемого в электронике, разной толщины, рассматривались различные значения как частоты лазера (соответствующей энергии фотона излучения, измеряемой в электрон-вольтах), так и длительности одного лазерного импульса. Численные расчеты показали, что полученные приближенные аналитические формулы могут быть успешно использованы для выражения зависимости показателя преломления и полного коэффициента поглощения при разных значениях всех этих параметров.
Полный, или общий коэффициент поглощения — это главный параметр, исследование которого было целью работы. Он равен отношению поглощенной энергии к полной энергии лазерного импульса, которая проходит через пластину арсенида галлия.
«Результаты исследования могут быть применены для множества прикладных задач, — объясняет Валерий Астапенко, профессор ВАК, доктор физико-математических наук, заслуженный профессор МФТИ и главный научный сотрудник лаборатории квантово-каскадных лазеров МФТИ. — Аттосекундные лазеры имеют огромное значение в современной науке. Они дают возможность посмотреть, что происходит на уровне строения молекул, непосредственно заглянуть в глубь материи. Аттосекундные импульсы уже активно используются для диагностики состояний квантовых физических систем. За исследования в этом направлении только в последние шесть лет были присуждены две Нобелевские премии по физике. Одна из них в 2018 году, за создание приборов, усиливающих фемтосекундные лазерные импульсы, вторая — в 2023 году, за аттосекундные импульсы».
Проводя дальнейшие эксперименты в этой области, исследователи во всем мире надеются расширить возможности применения лазерных технологий в области оптики, материаловедения и квантовой физики. Результаты данной статьи могут оказать значительное влияние на развитие лазерной науки и технологий.