Ученый, который дважды выигрывал мегагрант (2013 и 2024 годах) Министерства науки и высшего образования РФ, доктор физико-математических наук Александр Голубов, заведующий лабораторией топологических квантовых явлений в сверхпроводящих системах МФТИ.
— Что нужно, по вашему мнению, чтобы квантовые технологии раскрыли свой потенциал и открыли новый мир для пользователей, не обязательно на житейском уровне, а на всех уровнях?
— Возможно, это будет сказано немножко слишком прямолинейно, но больше инвестиций. Я уже упоминал, что в полупроводниковом мире большие миллиарды ассигнуются на создание предприятий, которые делают чипы, процессоры и прочее. Это совершенно несравнимо по уровню с инвестициями в прикладную сверхпроводимость. Инвестиции в нашу область приведут, разумеется, к притоку людей, свежих идей и мозгов и, наверное, это вызвало бы какую-то революцию. Ну и эволюционный процесс никто не отменял. Нужно по-прежнему учить студентов и продолжать генерировать идеи.
Можно сказать, что сверхпроводниковые технологии вышли в большей степени из чистой науки. Если с чипами все понятно, это уже стало коммерческой историей, то и квантовым технологиям коммерциализация очень помогла бы. Это не мое частное мнение, это мнение многих моих коллег. Сейчас много об этом пишут. Как ученому мне не очень нравится само слово «коммерциализация», но, с другой стороны, она важна, потому что даст возможность поддержать науку.
Приведу пример условной лаборатории. Есть, скажем, десять аспирантов, а при увеличении финансирования могло бы быть в три раза больше. Допустим, имеется два криостата растворения, где можно делать измерения при милликельвиновых температурах, а могло бы быть пять. Соответственно, увеличился бы поток экспериментов, выросли бы шансы на прорывные открытия. Иногда же просто не хватает времени или, например, установка занята. Есть несколько идей. С какой начать проверку? С этой или вот с этой? Мы же не знаем, какая выстрелит. Если бы у нас было три прибора, мы бы одновременно могли делать три эксперимента. Иначе возникает очередь. Делается один эксперимент, но он не сработал. А время, время уходит! Для студентов результат — тот же стимул. Если есть результат, они начинают работать лучше. В теоретических разработках таких проблем нет, хотя и здесь фактор финансирования очень важен хотя бы для того, чтобы оставить талантливую молодежь в науке, чтобы не уходила на работу в банки, как порой происходит.
Полностью это интервью будет опубликовано на нашем сайте в декабре 2024 года, а также выйдет в книге «ЗА НАУКУ: Ученые о…Человеке, Мире, Математике (Прорывы в российской науке)».
Опубликовано при поддержке гранта Минобрнауки России в рамках федерального проекта «Популяризация науки и технологий» № 075-15-2024-571.