В ноябре в МФТИ прошла VI Международная конференция, посвященная синергии человека и искусственного интеллекта в преподавании английского языка для научной коммуникации «Human–AI Synergy for Effective English Language Teaching of Science Communication in a Multidisciplinary, Multicultural Context». В ее преддверии состоялась стратегическая сессия «Образование в эпоху ИИ: точки роста и стратегии лидерства» с участием ведущих российских специалистов в области ИИ и нейросетевых технологий, которые находят применение в инновационных образовательных проектах вузов. В рамках сессии ведущие ученые и эксперты, работающие в высокотехнологичных ИТ компаниях и вузах, попытались при помощи больших языковых моделей и при помощи исключительно человеческих когнитивных ресурсов сформулировать прогнозы и предложения по дальнейшему использованию ИИ в образовании.
В сессии приняли участие: Воронцов Константин — д. ф.-м. н., профессор кафедры интеллектуальных систем ФУПМ МФТИ, профессор РАН; Соболевский Андрей — д. ф.-м. наук, профессор РАН, директор Высшей школы современной математики МФТИ; Львович Яков — заместитель директора Физтех-школы радиотехники и компьютерных технологий (ФРКТ), представитель компании VK в МФТИ; Нейчев Радослав — заместитель заведующего кафедрой машинного обучения и цифровой гуманистики; Прокуратова Валерия — руководитель образовательных проектов Центра научной коммуникации, университета ИТМО; Макуха Инна — к.п.н., заведующая отделением дополнительного образования и профессионального обучения ГБПОУ КК «Армавирский юридический техникум»; Клименко Дарья — руководитель направления обучения по AI трансформации СберУниверситета; Болохов Дмитрий — начальник отдела Центра ИИ и перспективных проектов МТУСИ; Галичин Андрей — научный сотрудник лаборатории «Доверенные и Безопасные Интеллектуальные Системы» Института Искусственного Интеллекта (AIRI); Комбарова Екатерина — заместитель директора Центра обучения, преподавания и технологий АУЦА и Коростелева Наталья — PhD, преподаватель Американского университета в Центральной Азии (АУЦА).
Модераторами сессии выступили Базанова Елена, руководитель Департамента иностранных языков МФТИ, и Гриц Дарья, директор по цифровизации образования МФТИ.
По итогам стратегической сессии участники сформулировали тезисы, разработали проекты трансформации университета в изменяющихся условиях цифровизации образования в связи с использованием генеративных нейросетевых технологий, а также подготовили ряд вопросов спикерам международной конференции, связанных с обновленной ролью преподавателя в концепции цифровой деятельности, основанной на применении технологических инноваций, внедряемых в сферу образования.
В эпоху стремительного развития технологий и повсеместного использования искусственного интеллекта (ИИ) возникает вопрос о роли преподавателя в новом цифровом мире. Взаимодействие между человеком и ИИ в сфере образования открывает новые горизонты для прогресса, возникает необходимость гармоничного сосуществования технологий и человеческого интеллекта. На VI Международной конференции «Human–AI Synergy for Effective English Language Teaching of Science Communication in a Multidisciplinary, Multicultural Context» («Синергия человека и искусственного интеллекта для эффективного преподавания английского языка в области научной коммуникации в междисциплинарном и мультикультурном контексте») были затронуты ключевые вопросы цифровой трансформации образования и перспектив применения новых технологий в сфере преподавания иностранных языков.
Искусственный интеллект преобразует образование. Исследователи и педагоги озабочены тем, как подготовить студентов, обучить тому, что человек является неотъемлемой частью образовательного процесса, обеспечивает принятие ответственных решений и адаптирует применение технологий к конкретным ситуациям. Преподаватели выступают за ответственное, этичное и разумное использование ИИ в обучении, которое не будет способствовать потере критических навыков и творческого мышления у обучающихся. Сейчас есть возможность задуматься:
- Что и как следует преподавать в эпоху ИИ?
- Как поддержать современных преподавателей в освоении новых знаний и навыков?
- Устарела ли работа с текстом в привычном понимании (чтение объемных текстов, написание эссе и статей) в современных условиях?
- Можем ли мы, как общество, доверять ИИ принятие важных решений?
Эти и другие вопросы широко обсуждались учеными из России, Китая, Сербии, Омана, Ирана, Армении, Киргизии, Германии, Америки и других стран. Конференция объединила более тысячи участников на разных площадках: участие в качестве спикеров и слушателей конференции в формате онлайн и оффлайн, в воркшопах и мастер-классах.
Ценность образования в эпоху ИИ
Открыла конференцию руководитель Департамента иностранных языков МФТИ, президент ассоциации экспертов академического письма «Национальный консорциум центров письма России», директор офиса академического письма Национального университета науки и технологий МИСиС, директор Центра языковой подготовки и тестирования МФТИ, кандидат педагогических наук, доцент Базанова Елена.
«Цель нашей конференции — ответить на важные вопросы, касающиеся роли искусственного интеллекта в жизни человека и тех полномочий, которыми он будет наделен. С появлением ИИ изменения охватили все сферы жизни, и образование не стало исключением: трансформируются стратегии принятия решений, повышается эффективность труда, пересматриваются многие процессы. Вдохновленные потенциалом искусственного интеллекта, мы размышляем о его влиянии на преподавание и обучение, однако нам необходимо определить ценность образования в эпоху ИИ», — Елена Базанова.
Короткина Ирина, доктор педагогических наук, доцент, заведующая межфакультетской кафедрой английского языка «Шанинки» — Московской высшей школы социальных и экономических наук, директор Центра академического письма и коммуникации, профессор кафедры профессиональной языковой подготовки Института общественных наук Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ затронула в своем выступлении вопрос о том, чего не может сделать ИИ и как обучать письму как личному продукту. Презентация спикера была посвящена тем аспектам письменной речи, которые на данный момент еще не могут быть замещены операциями, выполняемыми искусственным интеллектом.
Доктор Герхард Фишер, почетный профессор компьютерных наук, член Института когнитивных наук, основатель и руководитель программы «Lifelong Learning and Design» Университета Колорадо (Боулдер, США), член Академии взаимодействия компьютера и человека (CHI; 2007), член Ассоциации вычислительной техники (ACM; 2009) и лауреат премии RIGO Award от ACM-SIGDOC (2012), а также почетный доктор Гетеборгского университета (Швеция) представил свою систему исследований, ориентированную на ИИ и человека, а не на ИИ против человека. Несмотря на отсутствие общего понимания и общепринятого определения, искусственный интеллект пропагандируется и наделяется чудесными способностями решать все проблемы. Для более тонкого и глубокого понимания компромиссов в разработках, связанных с ИИ, доктором Фишером предложена схема исследования, в которой противопоставляются две конкурирующие схемы: 1. ИИ против человека (характеризуется сильным ИИ и искусственным общим интеллектом), ориентированная на замену человека, и 2. ИИ и человек (характеризуется дополнением интеллекта и ориентацией на человека), ориентированная на расширение возможностей человека как личности и сообщества. Эта система подкрепляется исследовательской деятельностью, в ходе которой изучались концептуальные основы и создавались прототипы. Исследование доктора Фишера позволило понять, как системы типа ИИ могут способствовать повышению «качества жизни». Спикер акцентировал внимание на переосмысление обучения, образования, работы и сотрудничества в цифровую эпоху.
Исполнительный директор компании «Антиплагиат», кандидат физико-математических наук, Юрий Чехович, выступил с докладом «Генеративные модели искусственного интеллекта с их полным раскрытием», где отразил основные тенденции, связанные с применением генеративных технологий на основе больших языковых моделей (LLM), которые уже стали привычным инструментом. Немалую роль в этом сыграли простота взаимодействия с сервисами и сравнительно высокое качество текстов, сгенерированных ИИ: теперь тексты выглядят как написанные человеком. Еще одно важное свойство генеративных моделей, которое обеспечивает им высокую популярность, — формальная оригинальность, то есть их отличие от всех существовавших ранее текстов. В эпоху широкого распространения сервисов обнаружения плагиата это свойство обеспечивает дополнительную привлекательность генерируемых текстов. В докладе также рассматривались особенности и ограничения современных генеративных моделей, понимание которых может помочь студентам, преподавателям и ученым избежать рисков, возникающих при использовании генеративных сервисов.
Старший преподаватель Департамента иностранных языков МФТИ, кандидат филологических наук, Матвеев Михаил представил свое исследование трансформационного потенциала технологий искусственного интеллекта в обучении иностранным языкам. Интеграция технологий искусственного интеллекта, например, Chat GPT, в процесс обучения иностранным языкам дает явные преимущества, такие как: повышение вовлеченности, персонализацию и когнитивную поддержку, по мнению спикера. В основе Chat GPT лежат принципы нейрообразования — нейропластичность и аффективные факторы, которые в совокупности способствуют повышению мотивации и обеспечивают индивидуальный опыт обучения. Потенциал ИИ в реальном мире демонстрируется в использовании чат-ботов в Duolingo и в реализации персонализированных путей в Rosetta Stone. Тем не менее, необходимо учитывать этические соображения, включая академическую честность, непредвзятость и конфиденциальность данных. Спикер подчеркнул необходимость ответственного подхода к внедрению ИИ для полной реализации его потенциала в преобразование обучения иностранным языкам.
Бойко Людмила, кандидат филологических наук, доцент Балтийского федерального университета имени Иммануила Канта (Калининград), рассказала об использовании Chat GPT для исследовательских и образовательных целей. В своем докладе спикер рассмотрела роль Chat GPT в научных исследованиях и образовании с акцентом на креативность и эвристику, подчеркивая сомнение о том, что студенты слишком полагаются на ИИ, который отчасти подавляет независимое мышление и критические суждения. Ее исследование показало, что студенты часто отказываются от собственных оригинальных идей после использования Chat GPT, что вызывает этические опасения по поводу авторства и влияния на результаты обучения.
Доктор Наташа Шельмич — доцент и заведующая кафедрой английского языка на медицинском факультете Нишского университета (Сербия) выступила с докладом, посвященным интеграции технологий ИИ в курс английского языка для медицинских целей. Курс английского языка для медицинских целей на медицинском факультете Нишского университета призван удовлетворить требования современных методических принципов ESP и информационных технологий. Он включает проблемно-проектный подход, ориентированный на студентов. Цели и задачи курса — познакомить студентов с медицинским английским языком как средством общения между пациентом и врачом; повысить осведомленность коллег об использовании медицинского английского для эффективного общения; развивать навыки говорения, аудирования, чтения и письма в медицинском контексте; помочь студентам приобрести уверенность в написании научных статей, основных компонентов медицинских отчетов и тематических исследований. Интеграция средств искусственного интеллекта в преподавание медицинского английского языка может существенно повысить мотивацию студентов и помочь в освоении лексики, произношении и моделировании медицинских сценариев. Доктор Наташа Шельмич рассказала о наиболее эффективных инструментах и подходах, основанных на использовании ИИ, включая инструменты для постановки произношения, симуляторы виртуальных пациентов, инструменты для изучения медицинской терминологии, помощники — генеративные сети для написании текстов и инструменты для перевода. Внедрение средств ИИ в преподавание медицинского английского языка представляет собой основу учебной программы «Английский для медицинских целей», которая отвечает особым языковым потребностям студентов-медиков. Помимо необходимых знаний в области профессиональных интересов, преподаватели развивают у студентов-медиков коммуникативные навыки и навыки работы с информационными технологиями.
Сидорова Татьяна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры английского языка, представила результаты оценки уровня владения языком в эпоху 4.0: с применением айтрекинга и алгоритмов искусственного интеллекта для измерения когнитивных процессов. Спикер подчеркнула, что формальная оценка крайне важна для определения уровня владения языком и мониторинга прогресса, которые обычно измеряются с помощью тестов. Однако такие факторы, как неоткалиброванные материалы, подобранные для оценки, и списывание студентов могут привести к снижению результатов. Технологические достижения, в частности, возможности айтрекинга, помогают собрать данные во время тестирования, выявляя когнитивные усилия и особенности внимания. Отслеживание движения глаз позволяет оценить удобство использования теста, когнитивную нагрузку и возможность списывания. В докладе спикера были продемонстрированы показатели отслеживания движения глаз и использование этих данных в алгоритмах машинного обучения для улучшения стратегий оценки.
Преподаватель Департамента иностранных языков МФТИ, Александр Эйтон, привел примеры стилей письма, которые используются большими языковыми моделями. Спикер считает, что в академической среде, когда целью письменного задания является развитие письменных навыков студента (особенно на иностранном языке), LLM будут мешать ему получить должную практику.
Яркова Елена, старший преподаватель Центра иностранных языков и коммуникативных технологий ТюмГУ, представила исследование «Трансформация преподавания английского языка: интеграция когнитивной лингвистики и искусственного интеллекта». В докладе рассматривалась интеграция когнитивной лингвистики и искусственного интеллекта (ИИ) в преподавание английского языка. Спикер представила ситуацию, в которой персонализированное обучение поддерживает индивидуальные потребности каждого студента, снижает коммуникативную тревожность и способствует аутентичному взаимодействию. Используя когнитивные подходы в сочетании с инструментами искусственного интеллекта, преподаватели могут создавать динамичные учебные среды, способствующие эффективной коммуникации и более глубокому пониманию языка.
Горизонтова Анна, кандидат исторических наук, доцент Департамента иностранных языков МФТИ, выступила с докладом «Искусственный интеллект и межкультурная коммуникация: состояние дел и перспективы развития». Спикер подчеркнула, что искусственный интеллект оказал влияние на сферу преподавания иностранных языков, поэтому вполне естественно, что предпринимаются попытки использовать его ресурсы в преподавании и исследовании межкультурной коммуникации. Однако до сих пор реальное влияние ИИ ограничивалось в основном удобным инструментом, способным переводить сообщения, которыми обмениваются участники межкультурного диалога. ИИ (и Chat GPT в частности) способен генерировать некоторые полезные советы по общению с партнерами из разных культур. Однако такие тексты, как правило, имеют ряд недостатков. В докладе рассматривались новые возможности использования ИИ для обучения межкультурной коммуникации.
Доктор Рэйчел Тончелли, преподаватель Северо-Восточного университета (США) предложила к обсуждению свою работу «Инновации в преподавании английского языка с помощью ИИ и антропоцентричной педагогики». По мере быстрого развития генеративного искусственного интеллекта (GenAI) перед педагогами встает двойная задача — подготовить студентов к будущему, базисом которых будут технологии, и в то же время способствовать развитию привычных форм обучения, творчества и критического мышления. В этом докладе спикер отразила тонкий баланс между использованием инструментов GenAI для актуализации образовательных процессов и обеспечением участия студентов в продуктивном конкурентном обучении, которое формирует фундаментальные знания и навыки. Опираясь на собственный опыт преподавания, исследования и сотрудничество с коллегами-педагогами, доктор Тончелли предложила к обсуждению стратегии, позволяющие ориентироваться в меняющемся образовательном контексте. Среди основных тем, предложенных спикером, была разработка политики GenAI, способствующей установлению доверия между преподавателем и обучающимся, развитие навыков грамотности в области применения технологий ИИ без ущерба для критического мышления, а также развитие личности и индивидуализации мышления, отраженного в устной и письменной речи. По мнению спикера, инновационное мышление в отношении того, как мы сотрудничаем со студентами в процессе обучения, открывает нам возможности для развития совместного действия систем ИИ и человека, а также гуманизации практики использования ИИ, которая будет служить студентам и после обучения в университете.
На мастер-классе, который также провела доктор Тончелли, под названием «Открытые вопросы, совместные ответы: политика и практика GenAI на занятии английского языка, ориентированном на человека», участники конференции обсудили актуальные вопросы, возникшие в свете значительных изменений в образовательной сфере, вызванных генеративным искусственным интеллектом (GenAI).
В ходе сессии участники анализировали реальные сценарии и делились стратегиями внедрения инструментов ИИ, при этом акцентируя внимание на важности человеческого аспекта в обучении. Обсуждались такие ключевые темы, как стратегии индивидуализации мышления, развитие критического мышления и углубление знаний студентов. Участники также рассматривали письмо как значимый инструмент для развития критического мышления и выстраивания взаимодействия между преподавателем и студентами. В ходе мастер-класса особое внимание было направлено на совместную разработку политики этичного применения GenAI, направленной на укрепление доверия в образовательном процессе. Совместное моделирование подобных подходов позволило участникам увидеть, как технологии не заменяют, а дополняют основы привычного нам обучения, и разработать планы занятий, в которых инновации способствуют актуализации образовательного опыта. Этот мастер-класс стал площадкой для обмена идеями и реализации эффективных стратегий интеграции искусственного интеллекта в образовательный процесс.
Вихрова Екатерина, кандидат филологических наук, доцент Департамента иностранных языков МФТИ, предложила к рассмотрению тему «Картирование академической честности в эпоху ИИ: континуум проблем и возможностей». Спикер предложила обзор современных стратегий, направленных на использование ИИ, в частности, в академическом контексте и с целью обеспечения академической честности. Подобные стратегии уже активно внедряются во всем мире и варьируются от прокторинга ИИ до потенциального возврата к «аналоговому» образованию.
Преподаватели английского языка Департамента иностранных языков МФТИ Биерлер Ария и Волынкина Вера рассмотрели вопрос влияния искусственного интеллекта на креативность студентов к их способность к написанию текстов. Преподаватели организовали для своих студентов семинар по написанию текстов с использованием Chat Gpt. В задачи студентов входило написать творческий текст с помощью Chat GPT, а после этого проходило обсуждение выполненного задания. После презентации заданий и обсуждения качества их выполнения спикеры поделились результатами проведенного эксперимента.
Кайшева Ксения, исполняющая обязанности заведующего кафедрой иностранных языков в профессиональной деятельности, директор Центра международных молодежных проектов и инициатив Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна, выступила с докладом «Анализ политики использования искусственного интеллекта в академических журналах» Применение искусственного интеллекта в научной сфере — весьма спорный вопрос современной исследовательской повестки дня, поскольку ИИ способен существенно повлиять на процесс публикации в различных сферах. В частности, этические последствия использования ИИ, такого как генеративный ИИ (GenAI), становятся все более важными для сохранения целостности научной работы, особенно в области образования и педагогических наук. Однако сохраняется значительная непоследовательность в том, как академические журналы рассматривают и регулируют использование инструментов ИИ авторами и рецензентами, что приводит к отсутствию стандартизированных рекомендаций и правил в издательском деле. В исследовании было предложено несколько рекомендаций для решения этих задач. Спикер выступил за внедрение политики в области ИИ как на университетском, так и на дисциплинарном уровне, а также за включение руководящих принципов применения ИИ в этические кодексы организаций. Прямые заявления об использовании GenAI в исследовательской деятельности должны стать обязательными, способствуя прозрачности методологии и сферы применения ИИ, по мнению исследователя. Спикер конференции предложила сформулировать подробную политику использования ИИ для академических дисциплин в рамках образовательных программ с акцентом на развитии соответствующих компетенций как у преподавателей, так и у студентов; принять модель дерева решений для руководства по использованию ИИ, что будет способствовать более осознанному принятию решений и обеспечивать этическое соответствие. По мнению спикера, очень важно формировать культуру доверия и поощрять «мышление роста», направленное на развитие компетенций ИИ; также необходимо разработать комплексную модель компетенций для исследователей в области ИИ, включающую знание этических принципов, обеспечивающих ответственное и осознанное использование технологий ИИ в научных исследованиях.
Первый день конференции завершился демонстрацией возможностей применения ИИ для образовательных решений, в частности, в роботах компании Promobot (Пермь), которые показывают когнитивные способности, и лаборатории «Smartkit» (МФТИ), которая представила роботов-футболистов, способных автономно играть в футбол с другими робокомандами в соревновательных условиях.
Интеграция ИИ в образовательный процесс
Второй день конференции стал платформой для обсуждения актуальных вопросов внедрения искусственного интеллекта в образовательный процесс. Выступления спикеров охватили широкий спектр тем, связанных с интеграцией ИИ в учебные заведения и его влиянием на международный образовательный опыт.
Доктор Брент А. Андерс, преподаватель-исследователь Американского университета Армении, представил свою работу под названием «Пересмотр текущих заданий/оценок и подготовка к будущим разработкам ИИ». В своем выступлении он отметил, что многие преподаватели осознают реальность искусственного интеллекта в образовании, но не всегда знают, как адаптироваться к этим изменениям. Доктор Андерс предложил конкретные шаги, которые могут предпринять преподаватели для улучшения оценивания в условиях присутствия ИИ. Он также поделился видением того, как можно использовать технологии для создания более актуального образовательного опыта.
Следующим важным событием стал мастер-класс под названием «Что нужно сделать учебным заведениям, чтобы правильно внедрить ИИ в образование». Ведущие эксперты предложили разработать систематизированный подход к решению проблемы генеративного ИИ в образовательной среде. Основываясь на книге «План действий из 9 пунктов: интеграция генеративного ИИ в образование» (Anders, 2024), участники семинара обсудили важные вопросы в небольших группах, разрабатывали идеи и планы по реализации предложенных решений.
Особое внимание привлекли выступления Екатерины Комбаровой, заместителя директора Центра обучения, преподавания и технологий, и Натальи Коростелевой, PhD, преподавателя Американского университета в Центральной Азии (АУЦА). Они поделились опытом интеграции ИИ в курс «Деловая коммуникация», который проводился в АУЦА на протяжении трех семестров. Спикеры рассказали о педагогическом, практическом и технологическом опыте использования инструментов ИИ, а также о полученных отзывах студентов. Этот экспериментальный проект, начатый весной 2023 года, стал важным шагом к оценке преимуществ и вызовов, возникающих при использовании ИИ в учебном процессе.
Туляков Дмитрий, кандидат филологических наук, доцент Департамента иностранных языков НИУ ВШЭ (Пермь) выступил с докладом «Адаптация курса академического письма к эпохе генеративного ИИ: повышение планки». В представленном исследовании рассматривался процесс адаптации курса академического письма в связи с распространением и активным использованием генеративного ИИ. Спикер доказал необходимость сместить акцент с создания текстов, отвечающих конкретным требованиям, на развитие критического мышления и аналитических навыков, которые предшествуют написанию текста. В докладе был приведен пример редизайна курса, подчеркивающий важность учета ценностей и интенций студентов при подготовке к академическому письму в условиях расширения возможностей ИИ.
Коппи Кейт, PhD, доцент Департамента гуманитарных наук и иностранных языков, Директор Центра устной и письменной коммуникации Российской экономической школы (РЭШ) представила доклад «Авторитет, собственный голос и ИИ в программах обучения письму на занятиях EFL». Спикер показала, как дезориентация в эпоху ИИ вызывает кризис уверенности, во время которого студенты не используют в полной мере свои возможности, передавая их внешним инструментам — веб-сайтам, чат-ботам с искусственным интеллектом. Исследовательница обращает внимание на то, что только авторитетные лица (преподаватели, тьюторы) могут сформировать у студентов способности к письму и сохранить чувство уверенности в приобретенных компетенциях, необходимое им для участия в дискуссионных сообществах своих областей науки.
Елькин Владимир, кандидат филологических наук, доцент, заведующий кафедрой лингвокоммуникативистики и прикладных иностранных языков Института иностранных языков и международного туризма Пятигорского государственного университета, выступил с докладом «Генезис чатботов, применяемых в разговорной коммерции: лингвокоммуникативный аспект». Спикер рассмотрел эту тему с точки зрения реализации различных лингвокоммуникативных стратегий и технологий разговорной коммерции, реализованных в англоязычных чатботах. Создание чатботов как одно из приоритетных направлений инновационной научно-технической деятельности опирается на технологии обработки естественного языка как междисциплинарную область научно-практического знания, находящуюся на стыке информатики и лингвистики и позволяющую компьютерам не только понимать человеческий, то есть естественный язык, но и порождать его, а также активно участвовать в коммуникации между человеком и чатботом.
Акимова Ольга, кандидат филологических наук, доцент Высшей школы бизнеса МГУ им. М. В. Ломоносова в своем исследовании «ИИ-грамотность преподавателей университетов в России: матрица компетенций» показала, как возможно внедрить матрицу компетенций для ИИ-грамотности преподавателей вузов России. Теоретическую основу исследования составили фреймворк TPACK и теория планируемого поведения. Дизайн исследования включал два этапа. На теоретическом этапе был проведен эксплораторный обзор литературы для анализа существующих фреймворков ИИ-грамотности неспециалистов в области ИИ, которые могут быть релевантны для образовательного контекста. На эмпирическом этапе контент-анализ личных планов преподавателей вузов и объявлений о вакансиях позволил составить матрицу компетенций, релевантных анализируемому контексту.
Доктор Самира Муссауи, PhD в области преподавания английского языка и психологии образования, преподаватель английского языка университета Султана Кабуса (Аль-Сибе, Оман) и доктор Салех Аризави, PhD в области прикладной лингвистики, преподаватель университета Шахида Чамрана в Ахвазе (Хузестан, Иран) представили совместное исследование «Обратная связь с преподавателем и искусственный интеллект в проектном обучении: написание лабораторного отчета». Спикеры акцентировали внимание на том, что искусственный интеллект продолжает предлагать новые возможности в образовании и, в частности, в изучении языков, поэтому исследователи разных направлений пытаются раскрыть потенциал, возможности и проблемы ИИ. Одним из направлений исследований, которое может быть достойным в этом отношении, является сравнение обратной связи между преподавателем и ИИ. Таким образом, целью совместного исследования доктор Муссауи и доктор Аризави видят изучение восприятия студентами высших учебных заведений этих двух типов обратной связи при написании лабораторных отчетов в рамках проектного обучения (PBL).
Золотарев Михаил, кандидат филологических наук, доцент кафедры английского языка и методики его преподавания Саратовского национального исследовательского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского выступил с докладом «Контент-анализ промптов ИИ для обратной связи по академическому письму», в котором представил использование интеграции инструментов с искусственным интеллектом для обеспечения обратной связи по академическому письму в университетском языковом образовании. Этот метод требует от преподавателей написания структурированных текстов, известных как промпты, которые могут быть интерпретированы и поняты генеративными моделями искусственного интеллекта. Спикер провел контент-анализ подобных промптов с целью выявления общих характеристик в их коммуникативном содержании и изучения того, как эти характеристики соотносятся с идеями, выраженными их авторами.
Тивьяева Ирина, доктор филологических наук, профессор кафедры лингвистики и переводоведения, заместитель директора Института иностранных языков Московского городского педагогического университета (МГПУ), представила исследование на тему «Расширение возможностей студентов: методологические подходы к использованию генеративного ИИ в квалификационных работах». В презентации спикера обсуждалась растущая актуальность и проблемы интеграции искусственного интеллекта, в частности, больших языковых моделей (БЯМ), в систему высшего образования. В центре внимания — пример Московского городского педагогического университета, который первым официально одобрил использование технологий ИИ в выпускных квалификационных работах. Исследовательница подробно рассмотрела попытки разработать нормативную базу для повышения качества квалификационных работ, написанных студентами Института иностранных языков.
Доктор Джасмин (Бей) Ковин, PhD, доцент Университета Туро (США) в своем докладе «Граница лингвистики: навигация в языковом образовании в эпоху искусственного интеллекта» рассматривала возможное влияние искусственного интеллекта на языковое образование в условиях быстрого технологического прогресса и повсеместной гиперсвязанности, характерных для IV промышленной революции. Спикер представила сбалансированную перспективу, учитывающую как огромный потенциал, так и значительные проблемы, возникающие при интеграции ИИ в образовательную среду. Участники конференции обсудили, как технологии, основанные на ИИ, примером которых являются адаптивные учебные среды и иммерсивные языковые приложения, обещают изменить преподавание и изучение языков благодаря персонализированному образовательному опыту. Наряду с этими возможностями были рассмотрены критические вопросы, связанные с конфиденциальностью данных и тем, что технологии могут отодвинуть на второй план. Например, традиционные образовательные ценности, такие как: человеческое взаимодействие, критическое мышление и аналитические навыки, целостное развитие и роль преподавателя как наставника. Центральная часть дискуссии была посвящена теоретическим последствиям влияния ИИ на язык через призму гипотезы Сепира-Уорфа, которая утверждает, что язык, на котором человек говорит, в значительной степени формирует его мысли и восприятие мира. Участники обсудили значительный риск того, что широкое использование ИИ в языковом образовании может способствовать гомогенизации языковых выражений из-за присущей ИИ предвзятости, что, возможно, приведет к стиранию уникальной культурной идентичности и повторению.
После обсуждения вызовов и преимуществ использования генеративных ИИ Доктор Джасмин (Бей) Ковин предложила участникам обсудить на воркшопе, как применять инструменты искусственного интеллекта непосредственно в процессе преподавания и разработки учебных программ. Участники изучили обширный набор структурированных шаблонов промптов, включая создание метаязыка, автоматизацию вывода, генератор визуализации, игру, размышление, контекстный менеджер, рецепт, персону, уточнение вопроса и когнитивный верификатор. Каждая техника была продемонстрирована на практических примерах, иллюстрирующих их применение в контексте преподавания языка. К концу воркшопа участники приобрели понимание того, как интегрировать эти техники в свою практику преподавания.
Таким образом, выступления спикеров второго дня конференции продемонстрировали широкий спектр подходов к интеграции ИИ в образовательный процесс и подчеркнули важность адаптации учебных программ и образовательного процесса в целом к новым реалиям.
Рабочие инструменты
Завершающий день конференции был представлен мастер-классами, семинарами и воркшопами, нацеленными на овладение инструментарием ИИ для получения эффективных результатов в профессиональной деятельности преподавателя иностранного языка.
Федорова Наталья, менеджер Центра академического письма, провела семинар «ИИ в образовании: вред или благо?». Образовательные учреждения и преподаватели по всему миру пытаются адаптировать инструментарий ИИ под потребности образования и не отставать от происходящих изменений. В презентации спикера были представлены некоторые проблемы, связанные с ИИ, с которыми сталкиваются преподаватели, а также решения, к которым пришли крупнейшие российские университеты. Участники семинара обсудили университетские политики, касающиеся использования ИИ в преподавании, и практики, реализуемые Центром академического письма Университета ВШЭ — образовательным хабом и площадкой для обмена опытом.
Директор Центра академического письма НИУ ВШЭ (Москва), кандидат филологических наук, доцент Сучкова Светлана и Жаркова Наталья — менеджер Центра академического письма, провели два практических семинара с демонстрацией решений ИИ. Участники познакомились с различными инструментами, облегчающими написание обзора литературы.
Тевс Виктория, преподаватель факультета иностранных языков и гуманитарных наук Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова, на мастер-классе «Чему Аристотель может научить нас в отношении письма в мире, насыщенном текстами, созданными искусственным интеллектом?» представила собственную исследовательскую схему и результаты, полученные при анализе научных статей в свете трех средств убеждения: логоса, пафоса и этоса. Участниками мастер-класса были подробно рассмотрены примеры статей, опубликованных в рецензируемых журналах и воспроизведенных с помощью Chat GPT.
Себрюк Анна, кандидат филологических наук, преподаватель академического письма НИУ ВШЭ (Москва) представила на общее обсуждение свое исследование «От традиций к инновациям: подходы к написанию обзоров литературы на основе искусственного интеллекта». Спикер изучила влияние интеграции инструментов искусственного интеллекта в курсы академического письма для бакалавров, в частности, при создании обзоров литературы. В ходе пилотного исследования было рассмотрено, как инструменты искусственного интеллекта помогают студентам в определении источников, обобщении и организации, почему это позволило значительно улучшить качество обзора литературы по сравнению с традиционными методами. В презентации были продемонстрированы эффективные инструменты ИИ и представлены практические стратегии для преподавателей по внедрению ИИ в учебный процесс, подчеркивающие важность сохранения оригинальности мышления и критического анализа. Участники обсудили инновационные методы, нацеленные на совершенствование исследовательских компетенций и навыков письма студентов, которые будут способствовать созданию более эффективной и действенной среды обучения.
Старшие преподаватели Департамента иностранных языков МФТИ Гудкова Ольга и Шадрина Олеся на мастер-классе «Электронный глоссарий ИИ — 1500 терминов и понятий для упрощения работы с искусственным интеллектом» продемонстрировали проект электронного глоссария, содержащий 1500 терминов и понятий, связанных с терминологией искусственного интеллекта. Цель проекта — упростить обширный словарь по искусственному интеллекту, рассчитанный на самую разную аудиторию и модифицирующий сложные понятия. Электронный глоссарий включает в себя сокращения, примеры использования и руководства по произношению. Он необходим для нужд образования, связывая преподавателей и студентов, расширяя доступ к информации и делая обучение более персонализированным. К преимуществам проекта относятся экспертная оценка и проверка, соответствие государственному стандарту, а также учет различных контекстов и коннотаций из авторитетных источников. Электронный глоссарий доступен с любого устройства, подключенного к Интернету, обновляется с учетом технологических достижений, содержит настраиваемые списки для изучения, интегрируется с другими образовательными технологиями, обеспечивает самостоятельное и междисциплинарное обучение.
Евдаш Валерия, директор Центра академического письма «Импульс», директор Центра иностранных языков и коммуникативных технологий Тюменского государственного университета (ТюмГУ) провела семинар «Использование искусственного интеллекта для создания увлекательной академической биографии». В условиях современной конкуренции в академической среде хорошо составленная академическая биография необходима для создания профессиональной идентичности и установления контактов с разнообразной аудиторией. Семинар был посвящен процессу создания академической биографии, которая эффективно подчеркивает достижения, исследовательские интересы и личное повествование. Участники изучили ключевые элементы убедительной биографии, включая тон, структуру и понимание аудитории. С помощью интерактивных упражнений и обратной связи с коллегами участники доработали свои биографии таким образом, чтобы они лучше соотносились с потенциальной аудиторией. К концу семинара участники получили идеальный образец биографии, отражающей их научные достижения, уникальность и предпочтения в своей исследовательской области.
Сигаев Артем, преподаватель английского языка Университета ИТМО (Санкт-Петербург), провел воркшоп на тему «Интеграция инструментов ИИ и кинематографического контента в преподавании английского языка». Спикер рассмотрел интеграцию инструментов искусственного интеллекта (Chat GPT, Drift, Pi AI) в процесс обучения английскому языку посредством создания индивидуальных материалов на основе кинематографического контента (Dead Poets Society, Blade Runner 2049, Spotlight, Dickinson). Участникам воркшопа была представлена структурированная методология разработки образовательных ресурсов, включающих лексические упражнения, вопросы для обсуждения и творческие подсказки, вдохновленные фильмами. Уделяя особое внимание коммуникативному преподаванию языка и системе обучения на основе задач, спикер подчеркнул преимущества ознакомления обучающихся с аутентичным использованием языка и культурным контекстом, а также рассмотрел возможные риски, связанные с использованием контента, созданного искусственным интеллектом. Участники воркшопа выступили за сбалансированный подход, сочетающий инструменты ИИ с традиционными методами обучения, с целью обогащения языкового образования и создания адаптируемого, увлекательного опыта обучения.
Шутова Татьяна, кандидат филологических наук, доцент Высшей школы электротранспорта Московского политеха (МПУ) и ИИТО ЮНЕСКО, на семинаре «Использование решений искусственного интеллекта для преподавания английского языка магистрантам STEM» представила инновационные стратегии повышения уровня владения английским языком среди STEM-студентов. В ходе интерактивной 90-минутной сессии участники рассмотрели специфические потребности магистрантов в изучении иностранных языков и практические инструменты искусственного интеллекта, такие как Chat GPT, Twee, Eduaide, Diffit, MagicSchool и другие. Участники семинара получили методики для разработки учебных программ, развития коммуникативных навыков и решения общих проблем, с которыми сталкиваются STEM-студенты при освоении английского языка.
Полонская Алиса, преподаватель английского языка Департамента иностранных языков МФТИ, провела мастер-класс «Совместные усилия ИИ и преподавателей для создания образовательной экосистемы». Ландшафт образования претерпевает кардинальные изменения, вызванные растущим присутствием искусственного интеллекта и сложным распределением соотношений участия в практической деятельности между искусственным и естественным интеллектом. Спикер предложила новые методы подготовки следующего поколения к вызовам и возможностям, с которыми оно столкнется. Участники обсудили как искусственный и естественный интеллект могут сыграть взаимодополняющие роли в высшем образовании и за его пределами, объединенные для создания более эффективной и обогащенной среды обучения.
Сегодня множество задач автоматизируются, однако это вовсе не означает, что роль преподавателя стала менее значимой. Напротив, участие преподавателя в процессе использования искусственного интеллекта имеет критическое значение, так как именно люди обеспечивают контроль и проявляют творческое мышление, которые пока не могут быть заменены машинами. Искусственный интеллект значительно улучшает эффективность и качество работы, но человеческий контроль и креативность остаются незаменимыми, способствуя прогрессу и инновациям в синергии технологий и человеческого интеллекта.
Ссылка на запись конференции: https://m.vk.com/video-192866430_456239018