С 30 сентября по 4 октября в Физтехе проходил Второй международный конгресс Humanities vs Sciences & the Knowledge Accelerating in Modern World: Parallels and Interaction, организованный Учебно-научным центром гуманитарных и социальных наук МФТИ. В рамках секции «Сценарное прогнозирование развития образования в фокусе цифрового общества» специалисты из разных областей поделились опытом и соображениями в связи с применением ИИ в образовании.

Второй международный конгресс Humanities vs Sciences. Фото пресс-службы МФТИ
Технологическая гонка набирает обороты. Сегодня многие оценивают разработки искусственного интеллекта как своего рода аналог атомного или космического проекта, в реализации которого мировые сверхдержавы во второй половине XX века разделились в напряженном противостоянии. Действительно: около сотни стран мира уже внесли стратегии по развитию ИИ в свои национальные проекты.
С другой стороны, есть и скептики, убежденные в том, что внимание к ИИ не что иное как очередной хайп, сродни пузырю доткомов, бесславно лопнувшему на рубеже 1990–2000-х годов. На чьей бы стороне ни была правда, нельзя не признать, что новая технология успела проникнуть едва ли не во все сферы нашей жизни: бизнес и финансы, промышленность, транспорт, медиа и даже личные отношения. Не последнее место в этом списке занимает сфера образования.

Секция «Сценарное прогнозирование развития образования в фокусе цифрового общества» на Втором международном конгрессе Humanities vs Sciences. Фото пресс-службы МФТИ
Неизбежность и, вместе с тем, огромные преимущества внедрения ИИ в систему образования признают даже алармисты, предостерегающие о профанации и кризисе университетской культуры – не говоря уже о более оптимистично настроенных сторонниках прогресса.
Дискуссии вокруг этой темы была посвящена отдельная секция на недавно прошедшем Втором международном конгрессе «Гуманитарные науки в сопряжении с естественными в контексте ускорения распространения знания в современном мире: параллели и взаимодействия» (Humanities vs Sciences & the Knowledge Accelerating in Modern World: Parallels and Interaction). Участники мероприятия – социологи, IT-специалисты, политологи, естественники, филологи и экономисты – собрались в МФТИ, чтобы обсудить возможности применения ИИ в образовательном процессе и сопряженные проблемы, представив различные точки зрения.
ИИ в подготовке учебных курсов
По результатам исследования, проведенного специалистами из Уральского федерального университета, из 320 опрошенных преподавателей российских вузов, примерно половина используют ИИ в своей преподавательской деятельности: при подготовке к занятиям, создании текстовых заданий, презентаций и т.д.
Многообещающую перспективу открывает использование VR-симуляторов, позволяющих не только погружаться в условия «полевой работы» и визуализировать вероятный результат своих действий, но и переживать опыт контрагента – как, например, в случае студентов-врачей или хирургов, которые при помощи виртуальной реальности могли бы переживать опыт своих пациентов.
В отдельных вузах сформировались регламентированные учебные практики, включающие ИИ. Так, в Институте радиоэлектроники и информационных технологий (УрФУ) ИИ успешно применяется в работе проектных групп в качестве виртуального куратора. Анализируя индивидуальные данные учащихся, программа распределяет их в группы, указывает на пробелы, а также «держит в тонусе», рассылая регулярное напоминание о ходе проектной работы.

Олег Артюгин, исполнительный директор SberAI. Фото пресс-службы МФТИ
По словам Олега Артюгина, исполнительного директора SberAI, старшего преподавателя УрФУ, эта практика показала свою эффективность. Более того, виртуальный куратор оказывается незаменимым в условиях большого количества проектных групп при ограниченном числе наставников из преподавательского состава.
Вместе с тем серьезную проблему на данный момент составляет относительно высокий уровень недоверия к ИИ. Как отмечает Татьяна Орешкина, социолог из УрФУ, одна из участников социологического исследования, такая настороженность связана, главным образом, с тем, что в большинстве образовательных учреждений отсутствует системное внедрение технологии в учебный процесс, – преподаватели включают ее в свою работу в инициативном порядке, «на свой страх и риск».

Татьяна Орешкина, доцент кафедры безопасности жизнедеятельности УрФУ. Фото пресс-службы МФТИ
Польза ИИ для оценивания компетенции учащихся
Отдельное внимание докладчики и слушатели уделили вопросу об использовании ИИ при оценивании знаний и компетенций учащихся. Позитивным опытом подобного использования поделился Роман Куприянов, начальник управления информационных технологий и сервисов МГПУ.
«Один из глобальных вызовов, стоящих перед системой образования – это устранение разрыва между тем, что ожидают работодатели, и тем, как готовит университет», – справедливо отмечает спикер.

Роман Куприянов, начальник управления информационных технологий и сервисов МГПУ. Фото пресс-службы МФТИ
В качестве ответа на этот вызов в МГПУ была сформирована система независимой оценки компетенций учащихся, в которой участвуют представители работодателя. Система предполагает несколько этапов, в том числе проведение модельных учебных занятий, и перечень критериев, в соответствии с которыми производится оценка.
Недавним усовершенствованием стала автоматизация процесса при помощи ИИ. Программа, анализирующая видео- и аудиоданные, также опирается на набор критериев и формирует экспертное заключение. Использование ИИ в этой процедуре дает два важных преимущества: более высокий уровень объективности оценки и главное – возможность для студентов самостоятельно использовать сервис в качестве тренировки.
Тем не менее, как показывают результаты социологического исследования, о котором мы упоминали выше, в большинстве вузов преподаватели пока не видят возможности использования ИИ для автоматизации оценки квалификационных работ учащихся в связи с проблематичностью составления универсальных и непротиворечивых критериев оценки для некоторых типов таких работ.
Разрешат ли учащимся пользоваться ИИ?
Мнения разошлись и касательно того, допустимо ли использования ИИ самими учащимися. Студенты и аспиранты уже активно применяют ИИ, работая над дипломными проектами и кандидатскими диссертациями. Отступая перед непреодолимостью этой тенденции, некоторые видят путь разрешения в поиске методов выявления текста, сгенерированного ИИ, по аналогии с системой «Антиплагиат».
Другое возможное решение состоит в том, чтобы изменить формат проведения квалификационных испытаний, в ходе которых студентам будет разрешено использовать ИИ. Акцент при этом будет смещен с оценки содержания ответа экзаменуемого на оценку понимания и объяснения.
Однако такой выход может столкнуться с возражением. Как подчеркнул Роман Райкин, проректор по развитию международной деятельности АлтГУ, существующие большие языковые модели, такие как DeepSeek и Open AI, способны не только решать сложные задачи, но и давать корректную и последовательную интерпретацию как для условий задачи, так и для предложенного решения.

Роман Райкин, проректор по развитию международной деятельности АлтГУ. Фото пресс-службы МФТИ
«Поэтому, – убежден спикер, – на сегодняшний день наиболее эффективным методом остается индивидуальный анализ решений при непосредственном общении со студентом».
Впрочем, подытоживая свое выступление, докладчик выразил надежду на то, что в ближайшем будущем удастся найти менее доростоящую и трудоемкую альтернативу.
Подводя итоги
Отдавая должное преимуществам и вспомогательной роли ИИ, стоит не забывать о том, что основная цель образования сводится не столько к демонстрации результатов, сколько к приобретению определенных навыков. И подобно тому, как появление экзоскелета не освободило нас от необходимости делать физические упражнения, так и применение ИИ не должно мешать нам регулярно делать когнитивную гимнастику.
Таким образом, будущее образования видится не в противостоянии человека и технологии, а в их разумной интеграции. Задача педагогов и учебных заведений – создать такую среду, где ИИ будет служить катализатором глубокого понимания, развивать критическое мышление и творческие способности, а не подменять их – тогда мы сможем воспитать специалистов, готовых к вызовам стремительно меняющегося мира, которые владеют не только инструментами, но и фундаментальными навыками для их осмысленного применения.

