Исследователи из МФТИ Виктор Жуков, Владислав Сеченов и Андрей Стариковский опубликовали в журнале Fuel экспериментальные данные о воспламенении авиационного керосина. Эта информация необходима для моделирования процессов в реактивных двигателях.
В новой работе ученые описали, насколько быстро воспламеняется смесь авиационного керосина с воздухом при различных условиях. Эта величина, называемая «периодом индукции» или «временем задержки воспламенения», была определена для разных значений температуры, давления и для разных соотношений смеси. Полученные на кафедре физической механики (ФАКИ) данные позволяют убедиться в корректности — или, как говорят исследователи, провести валидацию — кинетических моделей горения керосина, который является сложной смесью различных углеводородов.
По словам Виктора Павловича Жукова, который пояснил суть работы пресс-службе МФТИ, сейчас ученые умеют достаточно точно моделировать сгорание простых горючих смесей — например, природного или сжиженного нефтяного газа. Но более сложные по своему составу топлива, в числе которых авиационный керосин, моделировать намного сложнее, и их сгорание приходится изучать в специальной экспериментальной установке.
В работе рассматривался именно керосин, а не биотопливо или альтернативное топливо на основе сжиженного газа. Выбор топлива, как поясняют исследователи в своей статье, обусловлен его распространенностью: подавляющее большинство авиаперевозок осуществляется на керосине, получаемом из нефти. Стоимость альтернативных топлив примерно вдвое выше, и их источники пока что слишком ограничены, чтобы массово заменить керосин.
P.S. Один из авторов исследования, Владислав Алексеевич Сеченов, скончался в 2014 году незадолго до публикации. Он был доцентом МФТИ, возглавлял учебно-научную лабораторию на кафедре физической механики ФАКИ и провел ряд уникальных исследований по физике плазмы.