Истории о фантастических существах — не новость в мировом кинематографе. И режиссер Гилермо дель Торо тут отнюдь не новичок. Но в своей новой оскароносной работе «Форма воды» о любви неизвестного подводного существа и немой уборщицы он решил отойти от чисто фантастических идей и попытался сделать свою картину почти биологически корректной. Биолог и специалист по лекарствам решили посмотреть фильм и оценить его научную сторону.
Ты с какого таксона?
В кино: Один из главных героев фильма — неведомое существо, извлеченное из вод Амазонки и привезенное в США для исследования в секретной лаборатории. Оно сочетает в себе черты сразу нескольких биологических таксонов — эволюционно различных групп животных. Кожа его обладает чешуей подобно рыбам, легкие дают способность двойного дыхания, как у амфибий, глаза и гребни напоминают о рептилиях, а устройство тела и психики свойственно высшим приматам.
В жизни: В реальности возникновение такого существа в ходе эволюции крайне маловероятно. Эволюция — штука необратимая. При переходе к наземному образу жизни наши предки потеряли рыбью чешую, а прямохождение развилось сильно позже отказа от двойного дыхания амфибий. Однако сценаристы явно не чурались изучить биологию перед началом работы. Одна из менее популярных теорий антропогенеза гласит, что мы произошли из наших общих с обезьянами предков, когда пытались подобно дельфинам вернуться в водную стихию. Избавляясь попутно от таких ненужных дельфину деталей, как шерсть. Наверное так бы мы выглядели, по мнению авторов фильма, если бы пошли по этому пути до конца.
Во имя космоса!
Подуть на царапину
В кино: На протяжении фильма главный антагонист (тот самый, который вытащил чешуйчатого милашку из глубин Амазонки) несколько раз высмеивает верования местных жителей, считавших это создание богом и поклонявшихся ему. Однако к концу фильма оказывается, что оно действительно обладает некоторыми свойствами бога — например, может наложением рук отращивать волосы старику, залечивать свои и чужие раны и даже воскрешать из мертвых. Само существо во время лечения светится красивым синим светом.
В жизни: Волшебная сила исцеления — давняя мечта всех медиков, однако пока недостижимая. Но кое-что из показанного в фильме — не такая уж и фантастика. Успехи регенеративной медицины позволяют нам делать много такого, что раньше казалось невозможным: печатать на специальных принтерах новые уши и мочевые пузыри для пересадки, восстанавливать зрение, вживляя провода от камеры прямо в мозг… Генетическая модификация иммунных клеток с помощью искусственно созданных вирусов вылечивает детские формы рака. Несколько лет назад газеты облетели фотографии молодого человека на баскетбольной площадке, чье сердце не работало, а его искусственный заменитель он носил в рюкзаке. И это результаты лишь последних 5–10 лет. То ли еще будет!
Любовь границ не различает
В кино: В центре сюжета «Формы воды» — короткий и бурный роман между неведомой человекоподобной то ли рыбой, то ли амфибией и немой уборщицей секретной лаборатории. Несмотря на сильную разницу в строении, они, тем не менее, находят общий язык. Причем даже сильные физиологические различия не могут им помешать, а за деталями предлагаем вам сходить в кинотеатр — фильм в этом отношении довольно подробен.
В жизни: К сожалению или к счастью, межвидовые барьеры в любовных отношениях — то самое препятствие, которое биологии в ближайшее время преодолеть не удастся. Одним из определений понятия вида является невозможность для представителей разных групп спариваться и давать продуктивное потомство. Так что получить двоякодышащих или крылатых детей от приглянувшегося обитателя зоопарка не получится. Но вообще-то передача признаков одних организмов другим — очень перспективная область развития сельского хозяйства, медицинской и промышленной биотехнологии, а также медицины. Мы уже умеем получать картофель, способный уничтожать колорадского жука, морозостойкие помидоры с генами лосося и бактерии, вырабатывающие инсулин. Не за горами люди с элементами иммунитета верблюдов, дающими защиту от рака.