В мае на экраны вышел второй спин-офф знаменитой фантастической франшизы Джорджа Лукаса. Фильм «Хан Соло: Звездные войны. Истории» снял режиссер Рон Ховард, известный по картинам «Игры разума» и «Гонка». Действие происходит во вселенной, где добраться в другие галактики можно за считанные минуты, а жители разных планет устраивают перестрелки на бластерах и гонки космических кораблей. Насколько же похожа эта вселенная на ту, в которой мы живем? Научный сотрудник лаборатории лазерных навигационных систем Эмиль Миликов и аспирант кафедры проблем квантовой физики МФТИ Михаил Ерохин разбирают фильм в нашем материале.
В сюжете раскрывается начало пути одного из героев серии по имени Хан Соло. Зрители узнают историю его побега из гетто планетарного масштаба, увидят, как он стал пилотом космического корабля «Тысячелетний сокол»и встретил Чубакку. Действия происходят во вселенной, где добраться в другие галактики можно за считанные минуты, а жители разных планет устраивают перестрелки на бластерах и гонки космических кораблей. Насколько же похожа эта вселенная на ту, в которой мы живем? Смогут ли ученые воплотить мечты фанатов фильма в жизнь? Может быть, мы еще долетим до этих далеких галактик? Научный сотрудник лаборатории лазерных навигационных систем Эмиль Миликов и аспирант кафедры проблем квантовой физики МФТИ Михаил Ерохин помогут ответить на эти вопросы в нашем материале.
Гипертопливо
В кино:
По сюжету фильма герои вынуждены совершить опасную экспедицию и украсть чрезвычайно дорогое гипертопливо, которое называют коаксиумом. Оно даже в малых количествах способно питать целый флот кораблей. Будучи крайне нестабильным и взрывоопасным, коаксиум требует переработки и хранения в определенном температурном диапазоне.
В жизни:
По разрушительности коаксиум можно сравнить со взрывом водородной бомбы. Это пример выделения энергии термоядерного синтеза в неуправляемом режиме. Для применения этой энергии ее необходимо контролировать. Такая задача называется управляемым термоядерным синтезом. Считается, что это одно из перспективных направлений в современной энергетике. Как только ученые смогут подобрать материалы, способные выдержать необходимые температуры и давления для слияния легких ядер, человечество смело вступит в эпоху энергетического изобилия.
Гравитационный колодец или миссия невыполнима
В кино:
После похищения коаксиума из рудников планеты Кессель Хан Соло вынужден пилотировать корабль по опасному маршруту. Одной из главных проблем становится гравитационный колодец вблизи планеты: кораблю не хватает мощности для противостояния притяжению. Однако герои вовремя используют гипертопливо по назначению, что позволяет «Тысячелетнему соколу» вырваться из ловушки и доставить ценный груз.
В жизни:
При движении корабля вблизи гравитационного колодца течение времени для пассажиров должно измениться относительно других персонажей. В нашей Вселенной Драйден Вос смог бы получить коаксиум только спустя десятки лет. Такое искажение времени явно показано в фильме «Интерстеллар».
Световые перестрелки
В кино:
Картина по стилю напоминает вестерн. Герои часто хватаются за оружие и начинают палить друг в друга яркими световыми пучками. Они разносят в щепки роботов и превращают противников в решето. Но иногда лишь высекают искры из обшивки космического корабля или не могут пробить металлический люк в поезде.
В жизни:
Видимость, малая скорость распространения и ограниченность в пространстве лучей бластера опровергают световую природу их происхождения. Иначе их практически нельзя было бы увидеть в воздухе, так как лучи видны только при рассеянии на частицах вещества. Также они бы распространялись со световой скоростью и имели неограниченную длину. Лучи бластера имеют больше общего с плазмой, чем со светом. Ионы газа при высокой температуре могут распространяться направленно, с небольшой скоростью и ограниченными порциями. При этом они излучают тепловое свечение. Плазменная установка может разрезать металлический лист толщиной до 200 мм. Возможности бластеров в фильме говорят о том, что их мощность уступает современным технологическим установкам.
Перевернутый поезд
В кино:
Герои фильма пытаются выкрасть коаксиум из поезда, вагоны которого располагаются и сверху и снизу рельс. Часть пути огибает скалу, и состав движется по ней на высокой скорости. Когда поезд преодолевает крутые повороты, то наклоняется под неестественно большим углом.
В жизни:
На вид такое инженерное творение кажется невероятным. Однако стоит вспомнить достижения современной техники — проект Tubular Rail, в котором поезд перемещается в пространстве вообще без использования рельсов. Состав проходит сквозь бетонные кольца на опорах. В них встроены колеса, которые раскручиваются электромоторами. При достаточной жесткости состава вес распределяется по множеству опор, а в фильме может быть распределен по значительной длине рельсов.
Сигнал из другой галактики
В кино:
Когда команда отправляется за необработанным коаксиумом, банда мародеров успевает установить на корабль героев передающий маячок. В дальнейшем он позволяет им обнаружить «Тысячелетий сокол» в другой галактике. До этого момента корабль успел преодолеть огромные расстояния. Он прыгал в гиперпространство и оказывался у других планет.
В жизни:
Ослабление сигнала из-за рассеивания в пространстве и угасание скорости электромагнитного излучения не позволили бы обнаружить корабль после таких перемещений. Самой удаленной станцией, с которой поддерживается космическая связь, является «Вояджер-1». Он находится на расстоянии 17 млрд км от Земли.
Имитация гравитации
В кино:
Вода в душе на корабле падает вертикально вниз, и персонажи не находятся в невесомости. Подвешенные игральные кости на брелоке качаются с таким же периодом, как у подобных объектов на Земле. Эти сцены иллюстрируют наличие на корабле системы, имитирующей гравитацию в космическом пространстве.
В жизни:
Искусственная сила тяжести в действительности имеет место в науке. В СССР в ОКБ-1 (РКК «Энергия» им. С.П.Королева)в 1963-1965 годах велся проект «Искусственная гравитация» по приданию космическому кораблю «Восход» вращения вокруг своей оси для имитации силы тяжести на борту. Однако в космос данная система так и не полетела, так как с выходом кораблей «Союз» адаптация системы стала слишком сложной. А вот NASA центрифугу в космос выводили. Например, с миссией STS-90 Neurolab на борту космического челнока Columbia в 1998 году. Но их эксперименты также не получили развития. Дело в том, что создание на борту ускорения свободного падения требует либо очень большого радиуса вращающейся части, либо больших угловых скоростей вращения. Размеры космических кораблей, разумеется, ограничены, так как вывод на орбиту габаритных конструкций как технически, так и финансово затруднителен. А создание больших угловых скоростей вращения связано с возникновением большого момента импульса — корабль станет своего рода гироскопом, его будет сложно отклонить от заданного курса.