Стартап Skyeng, который изначально зародился в стенах МФТИ, на сегодняшний день оценивается в рекордную для российских образовательных проектов сумму — $100 млн. А Forbes включил Skyeng в рейтинг 20 самых дорогих компаний Рунета — 2018, где физтехи оказались вместе с Яндексом, Mail.ru Group и Avito. Секрет успеха, как считают основатели, в объединении традиционных методик преподавания английского языка и IT-технологий. О том, как работает онлайн-школа нового поколения мы поговорили с CEO Skyeng, выпускником факультета общей и прикладной физики Георгием Соловьёвым.
— Идея онлайн-преподавания языков лежит на поверхности, она не нова. В чем секрет вашего успеха?
— Она не нова сейчас, потому что уже расплодилось много школ. После некоторого успеха Skyeng их начало создаваться в 10 раз больше, чем до этого. Но 6-7 лет назад, когда мы начинали, такой формат было достаточно новым.
Секрет успеха в том, что мы в Skyeng смогли научиться сочетать несколько вещей, которые до нас никто не мог собрать в одной команде. Мы взяли базовые методики преподавания английского языка и прикрепили к ним IT. Это уже челлендж. Проблема большинства школ английского языка в том, что никто из них не умеет круто делать IT. Они были организованы методистами, преподавателями английского. Для них технологии — это параллельный мир, им непонятно, что там можно делать. Мы взяли крутое IT и соединили с методикой, потому и стали лучше всех офлайн-школ.
Кроме того, к методике и технологиям очень важно приписать преподавателя, потому что IT не может дать мотивацию — ее может дать только человек, персональный тренер. Мы сумели объединить IT, методику и преподавателя и организовать большой операционный бизнес так, чтобы он стал рентабельным. Мы просто настраивали понемножку каждый бизнес-процесс. Это была долгая рутинная работа, которая до сих пор продолжается и будет продолжаться еще годы.
— Можете рассказать подробнее, в чем состоит суть технических нововведений?
— Фишка Skyeng в том, что мы по технологии распознавания речи оцифровываем каждую минуту общения студента с преподавателем, точно знаем активный и пассивный словарный запас студента, понимаем, что он говорит, какие ошибки делает. Наш алгоритм анализирует эту информацию и персонализирует дальнейший контент образования под цели человека, его интересы, текущий уровень. Со своей стороны, преподаватель поддерживает общение и мотивирует студента, потому что мотивация — это, опять же, то, чего искусственный интеллект сегодня не может дать.
— Как вы набирали команду преподавателей, уговаривали их сотрудничать? Нужно ли было обучать их работе с вашей системой?
— Это сложно. Процесс до сих пор идет. У нас большая воронка, в месяц несколько тысяч преподавателей подает заявки на работу. Около 300-400 преподавателей в месяц мы берем на испытательный срок. В течение двух месяцев их каждую неделю проверяют по куче параметров, смотрят, насколько они эффективны. Например, мы смотрим, сколько студент удерживается в компании, сколько уроков в среднем он готов брать у конкретного преподавателя. Если студент готов 120 уроков с вами заниматься, ему что-то нравится в вас. Он получает прогресс, результат — значит, вы его мотивируете правильно, значит, вы что-то круто делаете. Неважно, что именно.
Есть разные параметры оценки: сколько заданий делает студент, сколько в Facebook про нас постит, какие отзывы пишет, какие оценки ставит, сколько он платит за свои занятия. У нас есть хитрая формула с опережающими показателями. Чем больше значение этой формулы, тем больше баллов получает преподаватель в рейтинговой системе. У нас уже сотни преподавателей, которые по рейтинговой формуле хороши. Мы анализируем, что именно такое они делают. Дальше система стимулирует других преподавателей делать то же самое.
— Skyeng — это жестко выстроенная иерархия или набор отдельных групп?
— Скорее, набор отдельных групп. У них есть общие миссия и ценности, общее видение. Дальше в рамках своей области они реализуют это видение в направлении, в котором хотят. У нас нет тоталитарной системы. Вещи, которые я считаю правильными, мне бывает сложно «пробить» через сотрудников, потому что они считают по-другому.
— У вас нет опасений, что эти группы разойдутся в разные стороны, и в какой-то момент их будет не собрать?
— Здесь очень важно иметь лидерские качества, чтобы сотрудники понимали: тот, кто занимается управлением, точно знает, куда ведет компанию, он правильный. У них должно быть доверие к этому человеку.
— Это качество врожденное, или вы приобрели его в ходе развития?
— В ходе развития. Лидерство бывает трех типов. Позиционное, когда тебя просто назначили. Профессиональное: чем сильнее ты как профессионал, тем больше у тебя лидерства. Команда это чувствует. И харизматическое, когда ты умеешь убеждать, вести за собой. Все типы лидерства развиваются.
— Что дал вам Физтех для дальнейшего движения?
— Он дал математическое образование. Я при обучении прошел все доступные дополнительные курсы по высшей математике, теории вероятности, матстатистике. Это было самым важным, что я взял из образовательных программ Физтеха.
Недавно у нас проходило собрание двадцати самых сильных руководителей компании. Мы поняли, что среди нас нет ни одного методиста, никого с базовым образованием преподавателя английского языка. Наша компания, в основном, — IT-компания, нам неважно, чему учить: английскому, математике, физике или чему-то другому. В фундаменте компании лежит технология — математические алгоритмы, которые мы в свое время разработали. Именно благодаря этим алгоритмам методики сами собой улучшаются на основе анализа данных.
Все ядро компании Skyeng — это физтехи. Оно сформировано в общежитиях ФИВТ и ФОПФ. Я благодарен Физтеху за то, что в этих стенах мы смогли стартовать. Сегодня наша компания — лидер образовательных технологий в России. Я уверен, что мы сможем преобразовать образование в стране. Будем стараться это делать.
— Как вы видите будущее образования?
— Понятно, что образование сегодня — это большие данные, алгоритмы, но долгосрочно — это умение «зашивать» в человека информацию различными способами. Сегодня это электронно-цифровой учебник, завтра это интерфейс «мозг — компьютер», послезавтра это CRISPR, который модифицирует твою ДНК. Я уверен, все придет к тому, что образование будет интегрироваться напрямую в мозг. В ближайшие 10-15 лет уже так будет. Это, в свою очередь, области, близкие к старению, к работе с ДНК. Где-то дальше все пересечется, и появится единая когнитивная наука, включающая искусственный интеллект.
— Относите ли вы себя к «серийным» стартаперам: создали проект, он выстрелил, работает сам по себе, а вы пошли дальше делать что-то другое? Планируете ли новые проекты через какое-то время?
— У меня есть амбиция сделать штуку, чтобы люди не старели, не умирали — победить смерть. Skyeng разовьется, начнет применять какие-то технологии в этом направлении — придется вторую компанию делать, для меня это неважно. Для меня все — единая дорожная карта туда, к большой цели. Сколько будет юрлиц, с какими основателями, с какими фондами — не играет роли. Если я смогу Skyeng развернуть в этом направлении, будет круто. Если окажется, что проще сделать другую компанию, чем эту махину разворачивать, значит, надо делать другую компанию.
Материал опубликован в журнале «За науку» №1 (2018)