Даниил Рабинович — выпускник образовательной программы «Квантовые наноструктуры, материалы и устройства». На старших курсах он выполнил серию научных исследований магнитоэлектрических эффектов в сверхпроводящих системах, а во время обучения в магистратуре ЛФИ стал соавтором четырех публикаций в международных реферируемых журналах. Работы были выполнены по грантам РФФИ, РНФ и фонда «Базис». В интервью Даниил рассказал о любви к фундаментальной науке, упорстве на экзаменах и «Системе Физтеха».
Знакомство с МФТИ
Про Физтех я впервые узнал от Владимира Войкова, выпускника института, который в старших классах школы готовил меня к олимпиадам. Именно он воспитал во мне любовь к исследованиям. А близко познакомился с МФТИ я на сборах к олимпиаде IJSO. Именно тогда решил, что буду здесь учиться. Я поступал по олимпиадам на ФРКТ, потому что в школе сильно увлекался радиофизикой. Но уже после года учебы понял, что фундаментальная физика для меня интереснее, и со второго курса перевелся на ЛФИ.
Научная деятельность мне всегда казалась очень интересной, так как здесь ученые исследуют наиболее фундаментальные свойства природы. Хотя в школе я также думал об индустриальной карьере, в институте я понял, что я хочу изучать именно физические явления и исследовать неизвестные направления.
После всех лет обучения я хочу сказать, что Физтех — одно из лучших мест в России, отлично подходящее для тех, кто хочет построить карьеру в науке или индустрии.
Про научные исследования и будущее сверхпроводников
Научной работой я занимаюсь уже четвертый год. Работу мы ведем вместе с моим научным руководителем Ириной Бобковой и нашей научной группой. Мы исследуем различные структуры в контакте со сверхпроводниками и изучаем в них магнитоэлектрические эффекты, которые обеспечивают связь между магнитной и электрической подсистемами.
На наш взгляд, у этой области большие перспективы как раз с точки зрения приложений: эти эффекты позволяют контролировать и измерять динамику намагниченности с помощью простых электрических методов. Например, в последней работе мы доказали, что в Джозефсоновском переходе через связанные состояния топологического изолятора можно полностью восстановить динамику намагниченности, измерив на нем напряжение. Раньше такое детальное детектирование динамики магнитных неоднородностей было невозможно. Сейчас все потенциальные приложения остаются на уровне лаборатории, но мы видим перспективы использования таких эффектов, например, для создания сверхбыстрой памяти.
Наша работа финансируется из разных источников, в основном это гранты РФФИ, РНФ и фонда «Базис». Мы получили грант РФФИ на исследование магнитоэлектрических эффектов в структурах сверхпроводник / магнетик. Грант РНФ посвящен топологическим изоляторам — как раз в рамках этого проекта мы и подготавливали работу по детектированию динамики намагниченности электрическими методами. А грант «Базиса» мы с научным руководителем получили по тематике эффектов в сверхпроводящей спинтронике, к которой и относятся потенциальные приложения наших результатов.
С результатами наших исследований я два раза выступал на конференции в МФТИ, трижды на международном симпозиуме в Нижнем Новгороде, на нескольких школах в России и во Франции, а также на конференции в Германии и семинаре в Финляндии. Последний запомнился больше всего. Мой доклад был посвящен не только моей работе по Джозефсоновскому переходу через антиферромагнетик, но и вообще обзору эффектов в подобных структурах. Поэтому подготовка к нему была очень сложной, пришлось за неделю составить план семинара и разобраться в двух десятках статей. Получился один из самых интересных опытов.
Поговорим о любимом предмете и самом запомнившемся экзамене
Любимым предметом для меня всегда была квантовая механика, потому что она очень сильно меняет подход к изучению физических явлений, по сравнению с тем, что происходит в классической физике. Меняются фундаментальные основы исследуемых явлений и, соответственно, целиком методология. В рамках физтеховских курсов я разобрался в ней не так хорошо, как хотелось, но понимание пришло дальше, во время работы.
А вот экзамен мне запомнился больше всего по оптике. Экзаменатору немного не понравился мой ответ, и он решил поставить 9 баллов из 10. В ответ на мое предложение задать вопрос на 10 он предложил сделку: он задает вопрос, я отвечаю правильно — ставит 10 баллов, не отвечаю — получаю 8. Мне задали вопрос, на который я дал несколько ответов, но это все было не то, что от меня хотел услышать экзаменатор. Его интересовал один конкретный эффект. И только в самый последний момент, когда он уже занес ручку над ведомостью, чтобы поставить мне 8, я понял, что речь шла об эффекте, который мы проходили еще в прошлом семестре, в электричестве. В итоге экзаменатору пришлось ставить 10 баллов.
О знаменитой «Системе Физтеха»
С первых курсов мы начали взаимодействовать с базовыми кафедрами, но, как мне кажется, мы тогда лишь поверхностно понимали, чем же именно люди на конкретных кафедрах занимаются. Это приводило к очень большим потокам людей с кафедры на кафедру в районе 3 курса. Только к этому моменту студенты начали понимать, где хотят специализироваться. На мой взгляд, сейчас в ЛФИ «Система Физтеха» работает намного лучше: первокурсники начинают работать со студентами старших курсов, которые знакомят их со своей научной деятельностью, и уже на этом этапе им предоставляется возможность решать задачи, очень близкие к настоящим научным вызовам. Появляется все больше число образовательных программ и кафедр, расположенных прямо на Физтехе. Студенты начинают теснее с ними взаимодействовать и пробовать себя в работе в лаборатории уже на младших курсах.
Планы на будущее
Я планирую остаться в науке и поступить в аспирантуру Физтеха. А дальше думаю о работе в Норвегии — там находится одна из сильнейших научных групп в нашей тематике, но и сотрудничество с МФТИ завершать не планирую.
Несколько советов абитуриентам:
- Как можно быстрее определиться, чем вы хотите заниматься: фундаментальная наука, приложения, работа в индустрии?
- Во время учебы попробовать себя в разных направлениях, чтобы к выпускному иметь перед собой сложившуюся картину того, где хотите продолжать.