Античные времена
Древние греки полагали, что на юге Земного шара должна быть Terra Australis Incognita — Неведомая Южная земля, которая бы «уравновесила» остальные известные материки — Европу, Азию и Африку.
II век нашей эры
Марин Тирский, древнегреческий географ, картограф и математик, предложил термин «Антарктика» — для земли, которая должна находиться на противоположной от Арктики стороне земного шара.
1513 год
Пири-реис (Хаджи Мухиддин Пири ибн Хаджи Мехмед), адмирал Османской Империи и любитель картографии, изобразил на своей карте мира в нижней части «Неведомую Южную Землю» в виде отдельного континента. Это изображение позднее стало предметом споров о том, могли ли люди в Средние века и эпоху Возрождения знать о существовании Южного материка. Официально считается, что Антарктиду обнаружили гораздо позже.
XV–XVI век
В эпоху великих географических открытий стало понятно, что если земля на южном полюсе существует, то она должна быть отдельным материком: европейские мореплаватели обогнули крайние географические точки Южной Америки и Африки.
1599 год
Голландское судно под командованием Дирка Герритса во время шторма пересекло Южный полярный круг, и команда наблюдала «высокую землю». Капитан поставил жизнь людей выше возможности исследовать новые территории и при первой возможности покинул опасные воды.
1757 год
Ломоносов в своей книге написал, что, судя по описаниям крупных айсбергов, которые встречаются у южной оконечности Южной Америки, эти ледяные гиганты могли приплыть только от обширных, еще более южных земель, покрытых льдами.
1768–1775 годы
В этот период знаменитый капитан Джеймс Кук пересек Южный полярный круг и чудом не открыл материк: корабль мореплавателя находился всего в 75 милях от антарктической суши. Из-за тяжелых походных условия Кук решил, что продолжать экспедицию бессмысленно. Наткнувшись во многих местах южнополярных морей на непроходимый лед, Кук объявил, что дальше пройти нельзя. Его авторитету верили 45 лет и не предпринимали полярных экспедиций.
1819 год
Первая русская антарктическая экспедиция, два корабля — «Восток» и «Мирный» под командованием Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева отправились на поиски нового континента, чтобы доказать или опровергнуть его существование.
28 января 1820 года
Белинсгаузен и Лазарев подошли к Земле Королевы Мод, но не смогли подобраться ближе. Однако именно эта дата считается официальным днем открытия Антарктиды.
30 января 1820 года
Двумя днями позже русской экспедиции Антарктиду увидел британский мореплаватель Эдвард Брансфилд. Он подошел к материку ближе команды Беллинсгаузена: не только к шельфовым льдам, но и к гористому полуострову Тринити. Поэтому некоторые считают, что Антарктиду открыл именно Брансфилд.
Февраль 1820 года
2 февраля участники первой русской антарктической экспедиции вторично видели берег, а 17 и 18 февраля почти вплотную подошли к береговым обрывам ледового материка. Затем суда отправились в плавание по Тихому океану.
18 ноября 1820 года
Спустя восемь с лишним месяцев после появления русских моряков у берегов Земли Королевы Мод Натаниэль Палмер, американский мореплаватель-промысловик, с острова Десепшен увидел часть берега Земли Грейама.
1821 год
В январе «Мирный» и «Восток» вернулись к берегам Антарктиды и продолжили свою научно-исследовательскую миссию. За все время экспедиции они прошли 50 тысяч миль. И открыли не только новый материк, но и 29 островов.
1839–1843 годы
Британская антарктическая экспедиция под командованием Джеймса Росса на кораблях «Эребус» и «Террор» трижды пересекла Южный полярный круг и обогнула континент. Команда изучала шельфовые ледники, птиц и магнитное поле. Росс определил, что именно шельфовые ледники — источники айсбергов. Интересно, что Росс отрицал существование материка, считая, что все известные участки суши — острова. Это была последняя полярная экспедиция на парусных судах.
1872–1876 годы
Первая океанографическая экспедиция на парусно-паровом «Челленджере» продолжила исследования Антарктики после 30-летнего перерыва. Пройдя 70 тысяч морских миль, ученые исследовали океан. Накопленные данные легли в основу современной океанографии.
1.08.1882—1.08.1883
За Первый международный полярный год в Антарктиду съездили экспедиции Германии и Франции. Главным отличием было проведение исследований по общей программе и методике. Все предыдущие экспедиции организовывались независимо, часто без опоры на опыт прошлых исследователей.
1910–1913 годы
Сразу две экспедиции достигли Южного полюса — Скотт и Амундсен. Подробную историю о приключениях британских и норвежских полярников читайте на странице 40.
1892–1946 годы
Список государств-исследователей шестого континента — Англия, Норвегия, Бельгия, Германия, Швеция, Франция, Япония. Страны начинают понимать, что Антарктика богата недрами. Это стало стартом споров о правах на территории.
Семь стран — Великобритания, Новая Зеландия, Австралия, Франция, Норвегия, Аргентина и Чили — односторонними актами «заняли» части территории Антарктиды. «Свободным» оставался сектор между меридианами 90 и 150° з. д. — его хотели забрать себе США.
1931–1945 годы
СССР неоднократно пытался возобновить «русскую» историю исследования Арктики. В 1931 году был разработан план экспедиции, которая не состоялась из-за того, что у союза не было представительств в странах Южного полушария, поэтому суда не могли обслуживаться в южных портах. В 1945 году у советских исследователей также были предложения по строительству обсерватории на континенте, но у послевоенного государства не было ресурсов для их реализации. После Лазарева и Беллинсгаузена Антарктида ждала русских еще 126 лет.
1947–1948 годы
На борту плавбазы китобойной флотилии «Слава» стала работать научная группа. Ученые обеспечивали безопасность мореплавания и промысла, анализируя гидрометеорологическую ситуацию. Попутно они проводили океанографические, гидрохимические и гидробиологические исследования.
1955–1957 годы
СССР готовился к Международному геофизическому году и отправил две экспедиции на шестой континент. Главный результат — открытие станции Мирный (1956). Нашу экспедицию интересовали в основном научно-практические задачи: построение постоянных станций, определение сырьевого потенциала.
1957—1958 годы
В международный геофизический год Евгений Толстиков повел в Антарктику третью советскую экспедицию. Она достигла Южного полюса недоступности и основала там временную станцию «Полюс недоступности».
1959 год
12 стран подписали Договор об Антарктике, который закреплял за Южной землей статус территории научных, а не военных интересов. Страны-участники обязались не испытывать ядерное оружие и не хоронить радиоактивные отходы на территории материка, а также беречь морские живые ресурсы региона. И хотя США, СССР, Перу и ЮАР не отказались от территориальных претензий, договор стал важным шагом поддержки международного статуса континента.
1950–1960-е годы
Анализируя материалы международного геофизического года, советские ученые Александр Капица и Игорь Зотиков предположили, что под толщей антарктических льдов должны быть пресноводные озера, и предложили программу бурения льдов. Капице удалось с помощью сейсмических исследований очертить контуры озера. Существование озера подтвердили в 70-х годах с помощью радиозондирования, а в 90-х — с помощью спутниковых снимков.
Весь период деятельности СССР и России на территории Антарктиды можно разделить на три этапа.
Первый этап: 1955–1969 годы, рекогносцировочный
Тринадцать советских антарктических экспедиций выявили основные закономерности и черты географического, геологического, климатического, гляциологического, океанографического и биологического строения и режима шестого континента и омывающих его морей. Были созданы круглогодичные станции: Мирный (1956 г.), Оазис (1956–1959 гг.), Пионерская (1956–1959 гг.), Комсомольская (1957–1959 гг.), Восток (1957 г.), Советская (1958–1959 гг.), Молодежная (1963–1999 гг.), Лазарев (1959–1961 гг.), Новолазаревская (1961 г.) и Беллинсгаузен (1968 г.), а также сезонная полевая база Полюс недоступности (декабрь 1958 г.).
Второй этап: 1970–1991 годы, ресурсно-разведывательный
Второй этап — самый активный и результативный — был посвящен изучению и освоению ресурсного потенциала Антарктиды. Советские инженеры и ученые работали по двум основным направлениям: рыболовный промысел и геофизическая разведка ресурсов недр.
В этот период список полярных станций СССР дополнился двумя станциями в тихоокеанском секторе Антарктики — Ленинградская и Русская — и еще одной в индоокеанском секторе — Прогресс. В результате Советский союз имел пункты наблюдений по всему периметру шестого континента, во всех его ландшафтных комплексах.
Учеными и инженерами были созданы специальные суда, ракетные комплексы зондирования атмосферы, аппаратура для приема информации с искусственных спутников Земли и другие инновационные для того времени устройства. Они научились бурить глубокие скважины в ледниках, собирали базы биоразнообразия морских обитателей, изучили особенности восполнения морских биоресурсов. Научились строить полярные метеостанции и аэродромы.
Одна из последних экспедиций СССР — 34-я Советская Антарктическая (САЭ) — побила рекорды по численности: 337 человек зимовочного состава, 600 — сезонного.
Результаты работы СССР в Антарктиде позволили стране наряду с США активно участвовать в разработке Договора об Антарктиде.
Третий этап: 1992 год — наше время, современный
Его начало совпадает с распадом СССР. Однако история САЭ перетекла в историю Российской Антарктической экспедиции (РАЭ) почти без перерыва. Сначала на уровне «минимальных параметров» — это, в частности, 90 человек из числа зимовочного состава, 80 человек сезонного.
Затем, с 2005 года — на уровне «оптимальных параметров», например, зимовочный состав увеличился до 110, сезонный — до 120 человек с пятью круглогодичными и пятью сезонными станциями (Дружная-4, Молодежная, Союз, Ленинградская и Русская).
5 февраля 2012 года
В этот день российские ученые наконец-то «докопались» до озера «Восток». Скважину начали начали бурить еще в 1989 году, но до воды она доросла только в 2012-м. Методики разрабатывали, обсуждали, согласовывали с мировым сообществом, так как важно было при бурении не навредить уникальному подледному озеру и его экосистеме.
Наши дни
Сегодня в Антарктиде около 90 станций, из них примерно половина сезонных и круглогодичных. Также ежегодно устанавливаются около 30 полевых лагерей. На станциях и в лагерях трудятся исследователи из всех 46 стран, подписавших Договор об Антарктиде.