Давай начнем со стандартного вопроса. Почему поступил на Физтех, на кванты?
Я поступал на Физтех больше из-за родителей, потому что они у меня тоже физики. Хотя в тот момент я и в архитектурный хотел пойти, и на живопись, но в итоге пошел по стопам родителей. Они мне тогда сказали такую простую вещь: «Если ты будешь там физикой заниматься, то, в принципе, после этого ты можешь заниматься, чем угодно в жизни». Я с ними согласен сейчас. Это склад ума такой — «физтех», да?
Как тебе в принципе помогает физтеховское образование в работе? Помимо того, что ты разбираешься в оптике.
Я всегда говорю, что до сих пор решаю задачи. Только сейчас это задачи логистики, маршрутов, планирования, композиции. У меня не просто фотография, бизнес довольно большой. Я партнер в Исландском туристическом агентстве — Iceland Photo Tours. Около 5 000 клиентов в год. Туры не только по Исландии, около 40 стран сейчас. Наша компания больше, чем National Geographic, в плане фото-туров. На рынке мы № 1 по фотографии.
Как у тебя устроен тайм-менеджмент?
Сложно. 24/7, 365 дней в году. Но для меня это работа мечты, что называется. Я много путешествую из одного места в другое. К тому же большинство процессов уже отлажены, постановка бизнеса заняла около 10 лет.
Расскажи о своих ключевых принципах управления компанией. Как ты руководишь? Как выбираешь людей, с кем будешь работать?
Главная задача — это отбор наших гидов. И здесь ключевой принцип в том, чтобы все люди были объединены целью, единым вдохновением — фотографией. Мы стремимся не только прибыль компании увеличить. Все наши гиды, даже те, кто в офисе, маркетологи, все увлечены фотографией до безумия.
Какие у тебя сохранились воспоминания о Физтехе?
Наверное, самые яркие впечатления — о людях и о горной секции Физтеха, она, собственно, подтолкнула меня к путешествию и фотографии. Мы летом и зимой ходили в походы лесно-горнолыжные. Первые три курса я как участник ходил, на старших уже сам руководил походами. Вот этот опыт руководства группой людей в сложных условиях был очень важным для меня. Мы и на Кавказ ходили, и на Памир, Мурманск и Урал — тоже.
А можешь какую-нибудь походную байку рассказать?
Да-да, конечно! У меня их много. Ну вот, интересная у нас была поездка, там тоже было несколько физтехов, на Северный Урал. Мы ходили на перевал Дятлова — это такое печально известное место, и по ходу маршрута там есть плато Маньпупунёр, столбы мансийские — огромные, высокие стоят. Собственно, весь поход был где-то три недели, и порядка двухсот километров маршрут, который шли на лыжах. И там прямо очень хотелось пофотографировать.
Когда мы пришли, была снежная буря. Мы отправили основную группу — нас там 10 человек было — дальше по маршруту, а я с другом еще на один день остался на плато. Мы построили иглу между столбам, и буквально на следующий день погода прояснилась, удалось снять ночные и дневные кадры. Конечно, суровый маршрут был. Там –35°C, постоянно метель, снежные бури. А так, конечно, из походов много впечатлений. Мы под гитару сидели у костра — короче, классика жанра походная.
Ты рассказывал в одном из интервью, что искал компромисс между живописью и путешествиями. И так стал пейзажным фотографом. А когда ты учился на Физтехе, ты уже понимал, что ученым точно не станешь? Шесть лет — большой промежуток времени. Ты знал, что, когда закончишь, — все, пока, наука!
Нет. На самом деле мне нравилась наука. На Физтехе у меня была базовая кафедра фотоники (НТО ИРЭ «Полюс»). Там, конечно, очень нравилось заниматься и наукой, и лазерами. Но я начал понимать это уже после того, как выпустился с Физтеха. В принципе, был вариант либо эмигрировать в Штаты или в Европу и заниматься там наукой, либо остаться на базе и больше заниматься прикладными вещами, что мне не очень нравилось. Это рутинная работа. Поэтому меня так потихоньку понесло уже в сторону фотографии. Уже все больше и больше: я участвовал в открытии собственного журнала Continent Expeditions, тираж 10 000 экземпляров. Он где-то пару лет просуществовал. Здесь тоже было интересно с точки зрения бизнес-модели, да и налаживания контактов с людьми.
А если бы ты не стал фотографом, то кем бы был сейчас?
Ой, да наверное, наукой продолжил бы заниматься! На самом деле я скучаю по науке и этим всем вещам на базе. Не то, чтобы я, когда учился, знал, что уже все, мне это противно, не нужно. Я иногда скучаю, все-таки, по науке. Конечно, с другой стороны, скучать не приходится с таким количеством работы, поездок.
Но ты не воспринимаешь свою работу как работу? А как хобби? Ты сам себя называешь любителем даже, а не каким-то супер-профи.
Да-да-да! Когда у меня появился единственный отпуск в прошлом году, в марте, — мы с семьей поехали в Индонезию. Даже думал камеру не брать. На второй день отпуска я пошел уже снимать рассвет, и в итоге только за месяц отпуска было 14 перелетов в разные интересные места. Такой вот отпуск получился.
А расскажи, какое у тебя любимое время года для твоей работы? И почему?
Сложный вопрос такой! Любимого времени особо-то и нет. На самом деле в январе я был в Антарктиде. У меня там большая группа была — целый корабль! Потом, после этого — в Патагонии уже… Там лето тогда было. И такой странный график: в Антарктиде такое полулето — полузима со снегом. Потом Патагония с цветами. После этого в Исландию. А там суровая зима, шторма. Зима — сложный сезон. Но мне нравится снимать зимой, потому что не так просто снять какие-то красивые кадры в это время года, и это такой своеобразный вызов. Скучно ездить в какие-то места, одни и те же. Скажем, поля Прованса. Во Франции у нас тоже есть тур. В принципе, один раз съездить туда интересно, но возвращаться уже не особенно хочется. Ты все отснял уже, то же самое голубое небо каждый день… Поэтому — да. Наверное, самое-самое любимое время года — это осень, из-за красок. Осенние краски, первый снег — это, конечно, время мое самое любимое для фотографий.
Сколько ты стран уже посетил, не считал?
Я на самом деле не считаю. Люблю возвращаться в те же самые места. В ту же Гренландию, где мы уже шесть лет исследуем разные фьорды, деревушки, запад, юг, восток. Сейчас у нас есть туры по всей Гренландии. На западе сделали туры с алыми парусами. На юге у нас шхуна работает — там туры на северное сияние с горами. Каждый тур на западе по пять полных дней получается, а на востоке или на юге туры по 1-2 недели.
Какая у тебя была самая сложная съемка в жизни?
Съемок сложных много было. Вот, наверное, та самая, которую я упомянул, на Урале. Просто сдувало с перевала. И весь этот поход в –35… конечно, очень сложно было.
Ты говорил в одном интервью, что очень долго обрабатываешь фотографии. Сколько времени этот процесс примерно занимает?
Да по-разному. Если это сложная какая-то панорама, большая, то, может быть, и два-три часа проведу. У меня, в принципе, учеников много, которые готовы взяться. Но весь процесс — он такой художественный. Его невозможно кому-то отдать. Тот человек, который будет обрабатывать, никогда не знает, как ты себя чувствовал на месте съемки. Поэтому все эти чувства, когда ты, собственно говоря, снимаешь этот интересный кадр… когда ты обрабатываешь — ты тоже их привносишь.
Хотела тебя спросить про книги: ты рассказывал, что хотел бы издать книги про Байкал, север Норвегии, Крым, Карелию. А ты не думал писать рассказы из своих поездок? Или, может быть, пишешь, но почему-то ещё не публикуешь?
Вообще, мне очень нравилось писать. Когда я был редактором журнала, то статей очень много писал. В свое время и ЖЖ был. Но сейчас, естественно, с бизнесом просто времени не хватает на это. А так бы — с удовольствием. Писать мне очень нравится. Не только снимать. Там же столько историй за всеми кадрами стоит! Каждый хороший кадр — за ним обязательно какая-нибудь очень интересная история.
А где бы ты хотел побывать?
Очень много мест в Азии. Я только в прошлом году начал туда ездить. Вот сейчас, конечно, с этим вирусом там все сложнее, но год-два года назад я ездил и в Японию, и в Китай. Сейчас, конечно, не поездить. Но когда все это утихнет, можно опять пооткрывать места. В Азии много своих фотографов, азиатский мир фотографии очень мало связан с европейским. Например, разница в композиции, обработке. Скажем, если в Азии больше традиционный стиль, как китайская живопись, то в американском или европейском подходе более агрессивные композиции, сложные панорамы, цвета более насыщенные, выраженные. Когда ты видишь фотографию, то сразу понимаешь, ее сделали в Азии или в Европе.
Твоя цель на новое десятилетие?
Собственно, одна из целей — развивать нашу компанию, добавлять все новые направления. Вторая часть — мы хотим галерею открыть. В плане личного развития, конечно, исследование каких-то новых направлений и мест. У меня такой проектный подход к фотографии, он еще остался с Физтеха. Каждая поездка у меня — это не только поехать, поснимать. Это сделать проект.
Как в науке: ты начинаешь с исследования новизны: кому-то это надо или нет? Если это что-то уже было отснято и переснято тыщу раз, то это никому не интересно будет. Когда ты уже исследовал, что это прямо что-то интересное и неотснятое, то ты этим очень плотно занимаешься.
Еще у нас есть вопросы от студентов. Собственно, первый: как искать вдохновение?
Есть несколько источников. В первую очередь, для меня это вдохновение от друзей. Мне прямо очень помогало то время в горной секции на Физтехе. Я всегда в тусовке людей того же склада ума, кто любит природу и путешествия. Даже те, кто приезжает в туры; они наверняка где-то еще побывали. Мы постоянно делимся впечатлениями. После каждого тура возникает еще список на сто мест, куда можно поехать и где можно побывать.
Второе — это, конечно, чтение. Я с детства зачитывался всеми журналами: National Geographic, Geo. Книги о путешествиях тоже очень помогают. Еще источник — музеи, выставки. Ходите, смотрите, вдохновляйтесь.
Как понять, что это твое дело? Неважно: фотография, наука, бизнес.
Это очень хороший вопрос. Я для себя дал четкую установку: если мне что-то перестает нравиться и превращается в рутину, я сразу скажу «нет» этому. Важно уметь научиться говорить «нет». У меня было очень много предложений по инвестициям, по бизнесу, куда пойти. Но я понимал, что это становится рутиной в определенный момент, и отказывался.
Слушай, наверное, для этого надо быть очень смелым или уверенным?
Да, надо уметь рисковать. В студенчестве одним из первых клиентов у меня был большой бизнесмен. Он понял, что я люблю доводить все до конца, и предложил мне поуправлять проектами. Но я ему сказал «нет», потому что это практически означало забросить науку, учебу и к нему перейти.
Как стать коммерчески успешным?
Интересный тоже вопрос, да! Потому что я себе такой вопрос никогда не задавал. Просто делал то, что мне нравилось, и особо не переживал за финансы. Как-то оно само все пришло.
Видимо, в этом и был твой секрет? Чтобы стать коммерчески успешным, не надо об этом думать.
Да, да. Видимо, так, потому что если задавать такой вопрос в первую очередь, а не вопрос, как что-то новое сделать, открыть, разработать — то все пойдет насмарку.
Еще такой философский вопрос от студента: природа лучше людей? Это только физтех мог задать такой, как мне кажется.
Да, вопрос очень каверзный. Но это, знаешь, что-то современное такое. Современная культура делит мир на «хорошо» и «плохо». Я думаю, что это не очень уместно. Все намного сложнее, чем кажется.
Фильм, который произвел на тебя впечатление?
Мне очень нравятся фильмы о природе, больше документальные. Есть очень хороший сериал «Планета Земля». Мы с дочкой иногда пересматриваем: снято, конечно, очень здорово — и места, и природа. Это такой образец идеального кино о природе.
Чего пожелаешь нынешним физтехам?
Не бояться творчеством заниматься, а не только наукой. Когда мы учились на Физтехе, у нас был свой круг по интересам, по фотографии. Многие мои друзья на Физтехе занимаются музыкой, живописью. Времени не хватало часто, но мы не забрасывали это. Чтобы была не только физика, но и лирика в итоге.
7