Елена Грязина — выпускница ФАКИ 2006 года. Assistant Professor в Сколтехе, к.ф-м.н., специалист в области энергетики с опытом зарубежных стажировок, рассказывает, как физтехи могут соединять академический и бизнес-миры, а ученые — бесконечную и конечную деятельности.
Почему вы выбрали Физтех и ФАКИ?
Я участвовала в олимпиаде «Старт в Науку» в 11 классе. У меня была работа, связанная с измерением содержания озона в атмосфере, и поэтому я оказалась на секции ФАКИ в рамках олимпиады. Я стала победительницей, и меня взяли без испытаний.
Какую базовую кафедру вы выбрали?
Я выбрала базовую кафедру «Техническая кибернетика» в институте проблем управления, тогда только открытую при сотрудничестве с компанией «Петроком». Там занимались тренажерами для операторов нефтяных компаний. Она мне показалось более интересной и «живой» по сравнению с исследовательскими кафедрами. Так или иначе, я была связана с Институтом проблем управления РАН, и на 4 курсе я начала работать там.
Как в дальнейшем сложилась ваша карьера?
Долгое время я работала в РАН, эта работа мне очень нравилась. Я активно ездила за границу на короткие и длительные стажировки. В основном они были организованы благодаря большой сети контактов моего научного руководителя Бориса Теодоровича Поляка с мировым академическим сообществом. Я также быстро окунулась в эту среду, поработала в Европе в разных институтах. В 2015 году я пришла в Сколтех, потому что захотелось что-то поменять. Здесь мне нравится взаимодействие с известными международными университетами и профессорами из-за рубежа. В Сколтехе я немного перепрофилировалась и с тех пор занимаюсь энергетикой.
С чем связана сейчас ваша работа?
С применением продвинутых методов оптимизации и управления в реальном секторе экономики — энергетике. Мы стараемся сделать науку максимально прикладной. Наш фокус — это R&D (research & development — научные исследования и опытно-конструкторские разработки) при сотрудничестве с компаниями. В какой-то степени это консалтинг. Например, энергоаудит, предоставление экспертизы по каким-то новейшим разработкам, открытиям из академического сообщества, которые могут быть полезны.
Что вам дал Физтех?
Это хорошая базовая подготовка. В частности, мне кажется, она позволяет перепрофилироваться — неважно, чему я училась в бакалавриате, магистратуре. Хорошая база помогает быстро разобраться в любой области. Мне кажется, физтехи становятся универсальными «переводчиками», своеобразным мостом между академическим и бизнес-миром. Как правило, существует огромное количество статей и наработок, которые не применяются в жизни, потому что они написаны сложно, а перевести их на более понятный язык некому. Это непросто, но довольно увлекательно. И физтехам, мне кажется, такая деятельность по зубам. Но это не универсальная история: я вижу на примере физтехов, которые приходят учиться в Сколтех. Если такие студенты занимались в основном фундаментальной наукой, при работе с реальной индустрией им нужно перебороть некий внутренний барьер, как минимум разобраться в терминологии.
Что для вас преподавание?
В течение десяти лет во время работы в РАН мы организовывали Традиционную молодежную летнюю школу для молодых ученых — студентов, аспирантов. Это была очень вдохновляющая деятельность.Там я была организатором внеучебной жизни в большей степени. А начала преподавать давно, с 6 курса учебы на Физтехе. Это был спецкурс «Компьютерная математика» для одной группы. Преподавание мне всегда нравилось, поэтому было очень интересно попробовать. С тех пор мне удалось преподавать в топовых местах, включая Физтех, Вышку, Иннополис, Сколтех, Школу анализа данных «Яндекса». Это отдельная от научной деятельность. Исследование не ограничено во времени, это непредсказуемый по длительности процесс. А преподавание сильнее структурировано, это всегда конечные сроки и ожидания. И мне нравится как раз то, что можно иметь одну деятельность бесконечную, а другую — очень хорошо очерченную во времени.