Каждый вуз имеет свои традиции, которые живут не одно десятилетие, о чем нам рассказали наши герои — выпускники Физтеха, увлеченные не только наукой, но и театром, историей, футболом, построением бизнеса. Оглянемся назад, ведь время не ждет, и уже новые физтехи уходят в ночь ботать и творить свою историю.
Ботать, сечь и уходить в ночь
На Физтехе всегда много учились — больше, чем в других технических вузах. У нас около 44 часовых занятий в неделю, тогда как в обычных университетах около 30. Более того, каждый физтех и физтешка знает, что если сложить академические часы в задавальнике и время на подготовку, получится более 24 часов за сутки, и это правда.
Традиция учиться практически круглосуточно была на Физтехе с самого начала. Мы увлечены наукой, масштабными и трудными задачами. В мое время, хотя нагрузка была и меньше, были свои ритуалы, свой кодекс чести, в первую очередь — не списывать задания, решать самим. В каждой группе были свои лидеры, которые хорошо секли в предметах, — секари, и самые трудные задачи мы решали сообща, во главе с секарем «уходя в ночь». Мне кажется, что именно такая коллективная работа — половина успеха в учебе на Физтехе.
Студенты в нем актеры
На первом же курсе я стал актером театра СТЭМ ФОПФ. Именно там я узнал про многие традиции, первая из которых — «картофельный концерт». Это традиционный капустник, который еще в советские времена проводился во время сбора урожая картошки. В 2000 году традицию картофельных концертов поддерживала «Физтех-песня» и все студенческие театры МФТИ: СТЭМ ФОПФ, «Паноптикум», «Тортик», «Это Тьма»…
Посвящение в студенты также являлось очень важной традицией и часто проходило в два этапа: официальная часть в концертном зале МФТИ, а неофициальная — в общежитии факультета. Кроме официальных речей, на ФОПФе всегда был концерт миниатюр нашего театра.
Важной традицией была также экскурсия первокурсников в музей истории МФТИ. Для ФОПФ экскурсии организовывал Валерий Павлович Слободянин, а вела Ольга Александровна Якимова, хранитель музея. Я так увлекся ее рассказом, что еще год ходил к ней изучать историю Физтеха, чтобы самому стать экскурсоводом.
Дней физика в годы моего студенчества еще не проводилось, но творческие коллективы МФТИ каждый год выезжали в гости на Дни физика в другие вузы, и многие традиции были впоследствии заимствованы оттуда. Я считаю, что многие события Дней физика на Физтехе стоят того, чтобы их посетить. Уже будучи преподавателем, я однажды поучаствовал в Антинаучной конференции, и мне это очень запомнилось.
Матч века
Футболом я занимался еще в школе, и когда пришло время поступать в вуз, у меня была развилка сразу из трех вариантов: подать документы в МГУ, остаться в Саратове и продолжать играть в футбол или направиться на Физтех. Это был тяжелый выбор, я очень много над ним думал, и мой учитель по физике, зная струнки моей души, на которых можно играть, стал рассказывать мне о том, что на Физтехе лучше всего учиться, там самые классные ребята, именно там очень развит футбол и есть то, чего нет ни в одном вузе страны, — Матч века, когда факультет на факультет играют сутки без перерыва, а студенты и выпускники приезжают со всего мира, чтобы принять участие в этом масштабном событии. Конечно, это не было решающим фактором, но мне очень запомнился этот разговор, и он сыграл свою роль в моем выборе.
Матч века — это действительно мощная традиция, которая живет с 60-х годов, и сейчас это яркий ивент с командами в красивой форме, множеством болельщиков, своих кричалок, с музыкальным сопровождением, пиротехническим шоу, чирлидерами и прямой трансляцией. К нему готовятся весь год, ведь это не просто соревнование, это многолетнее противостояние, на кону честь факультета! Я уже сыграл около 20 Матчей века, и мне особо запомнились три матча: дважды мы выиграли у соперников в один гол, а в другой раз проиграли всего в два гола. Это очень запоминающиеся и яркие эмоции, когда так долго играешь, изможден, устал, а исход 24-часовой борьбы решается на последних секундах матча.
Физтехи шутят
Из всего многообразия наших традиций хочется выделить и рассмотреть так называемый феномен «физтеховского юмора». Физтехи буквально во всем имеют свой серьезный научный подход, который, само собой, находит свое отражение и в юморе. У нас есть немало своих шуточек про разное. Надо признать, далеко не все из них — тривиальные и легко поддаются осмыслению. Таким образом, добавив в наше повествование немного научного метода, давайте введем следующий постулат: чтобы понимать физтеховский юмор, надо шарить.
Как работает физтеховский юмор?
Классическая ситуация: один физтех рассказывает своим одногруппникам-физтехам шутку про матанализ. Кто-то посмеялся, а кто-то не понял. Тогда рассказчик начинает расшаривать, в чем суть, то есть на каких теоремах и принципах и определениях он строил юмор. На это возможно две реакции: кто-то окончательно догнал и смеется, а кто то начинает возражать — дескать, шутка не совсем корректно сформулирована, просто упростили определение, чтобы подогнать его под определенную жизненную ситуацию. Тогда рассказчик вынужден корректировать шутку либо вводить границы ее применения, чтобы все было честно.
Физтеховский юмор вне Физтеха
По сути, то, как физтехи вкладывают физтеховость в шутки, — и есть научная коммуникация. Шутка в данном случае — это такая форма, которая связывает сложные научные понятия с простыми житейскими вещами. И как бы смешно все это ни звучало, но именно на это и направлены наши проекты: придумывая шутки, мы продвигаем научный образ мысли в массы. Такая вот научная популяризация со вкусом наукоемкого юмора.
Таким образом
Таким образом, относиться к физтеховскому юмору можно по-разному, что физтехи, в общем-то, и делают: кому-то смешно, а кому-то — нет. Но постулат всегда остается постулатом: чтобы понимать физтеховский юмор, надо шарить.