Система Физтеха — это созданный лучшими умами инструмент для подготовки интеллектуальной элиты. Она задумывалась как система воспитания научной молодежи на примерах выдающихся ученых, которые им преподавали. Можно сколько угодно рассказывать студентам об известных ученых, но если они не увидят их, не будут учиться у них, то вряд ли станут даже похожими на них.
Представляется, что в настоящее время Физтех должен критически взглянуть на себя. Нужно вспомнить, для чего он был создан в тяжелейшее послевоенное время, как справился с теми ответственными задачами, которые перед ним стояли, и соответствует ли он своему высокому назначению в XXI веке.
В конце XX века государство продолжало участвовать в судьбе Физтеха. Оно предоставило ему статус «самоуправляемого высшего учебного заведения, осуществляющего свою деятельность в соответствии с собственным уставом» (1991 год) ; возвело в ранг государственного университета (1995 год); определило основной задачей «подготовку магистров и кандидатов наук по современным направлениям науки и техники» ( 1996 год).
В России Физтех должен рассматривать себя как лидера в области подготовки специалистов по важнейшим направлениям развития науки и техники, ориентированным на высокие технологии. Не в качестве университетского лидера вообще, как МГУ, не лидера по разным профилям обучения — на то есть профильные технические и иные университеты, академии и институты, а как уникальный многопрофильный естественно-научный университет, каким он и задумывался. Поэтому только для московского Физтеха и была утверждена единая специальность (1988 год) для подготовки научно-инженерных кадров практически по любым направлениям математики и естественных наук.
Об этом сказал и президент Владимир Путин в телеграмме, направленной коллективу института в 2006 году по случаю юбилея Физтеха: «Ваш вуз снискал признание и авторитет в мировом образовательном и научном сообществах, вырос в многопрофильный центр с поистине уникальной системой подготовки специалистов». Все это говорит об официальном признании особой роли Физтеха в нашей стране. Его не нужно равнять с другими хорошими вузами.
Физтех — явление. Такого вуза больше не будет. В его системе подготовки кадров особая роль принадлежит базовым организациям. Именно на «базах» — там, где делается наука, — создаются технологии и происходит формирование студента как специалиста. Именно они в первую очередь отличают Физтех от других вузов. Все остальное, обладая трезвым умом и не очень большими финансовыми возможностями, можно повторить (пусть и чуть хуже).
Базы повторить нельзя. Именно базы являются той великой особенностью, которая делает Физтех Физтехом и не дает возможности повторить его в тех масштабах и широте направлений подготовки специалистов, которых он достиг. Именно базы характеризуют уникальность «Системы Физтеха» еще и потому, что их роль гораздо шире, чем только обеспечение базового цикла. Физтех — уникальный федеральный естественно-научный университет со своей необычной историей.
Я неоднократно призывал сделать все для присвоения МФТИ этого высокого статуса, которого он заслуживает, потому что таковым является. Если вдобавок к сказанному вспомнить, что говорили Владимир Путин и Дмитрий Медведев при посещении Физтеха, то станет ясно, что для этого требовались не сверхусилия, а воля и желание администрации института, которых мы, к сожалению, не увидели. Ее устраивает то, что дают Физтеху, потому что не могут не дать.
Уравниловка, в которую попал Физтех, привела к потере многих элементов самостоятельности, таких как прием на первый курс в более ранние сроки, вступительные экзамены и собеседование, право самостоятельно формировать учебные планы и право использовать только свою специальность для подготовки кадров. Он потерял право отбора студентов, заменив его набором. Физтех должен вернуть себе права, которые он имел многие годы и которые были даны ему правительством, подчеркиваю — правительством. Решению этого вопроса поможет постановление Совета Министров РСФСР от 1991 года, которое никто не отменял.
И еще. Успешность внешней деятельности в любой области общественной жизни определяется ее состоянием внутри страны. Это относится и к формированию интеллектуального и научно-технического потенциала. Являясь в этом плане абсолютно авторитетным вузом в России, МФТИ может и должен стать весьма желанным для зарубежной молодежи, ориентированной на научно-технические знания. В нем неуклонно должна возрастать доля поступающих выпускников других вузов России и зарубежных стран. Именно так обстоит дело с американским Гарвардом и британским Оксфордом, самыми популярными университетами своих государств. То же самое объективно предназначено Физтеху, и дело здесь во времени, а главное — в нем самом. В решающей степени это будет зависеть от руководства и наиболее влиятельной части профессорско-преподавательского состава, в том числе ведущих преподавателей-совместителей.
Московский Физтех — элитарное высшее учебное заведение России, выпускники которого являются инвесторами интеллектуального капитала, и он должен занять достойное место в числе самых выдающихся университетов современного мира.