Привет! Меня зовут Эльмира Хабушева. Мне 27 лет. Я ученый, кандидат биологических наук.
В 2012 году я поступила в Московский физико-технический институт (МФТИ) — тот самый где нет женщин (а только «физтешки»), но есть особая Система Физтеха.
В школе я была золотой медалисткой, в МФТИ я оказалась заурядным студентом среди «межнаров» и «всероссов».
В 2013 году я мечтала с него отчислиться (шансы были высоки), потому что физика и «матан» давались очень тяжело.
В 2014 году была на стажировке в Германии, благодаря которой случайно, бесповоротно и с первого взгляда влюбилась в науку. Сразу после возвращения я побежала искать лабораторию и пришла в лабораторию молекулярной генетики МФТИ.
Сегодня я готова дать несколько советов всем студентам 2—4 курсов естественно-научных специальностей, которые готовы вот-вот сделать один из самых важных шагов в своей жизни.
Речь пойдет именно о том, когда вам в самый первый раз в жизни предстоит выбрать лабораторию для выполнения курсовой работы или бакалаврского диплома. Коленки дрожат, руки трясутся, глаза разбегаются? Попробуем с этим разобраться.
Чем же «первый раз» отличается от второго или пятого?
Ну, конечно же, отсутствием исследовательского опыта и малой осведомленностью об устройстве мира науки. Наверняка вы уже знаете, кто такие профессора, но, вероятно, еще не понимаете различий между младшим и старшим научным сотрудником. Скорее всего, вы знаете, что такое гранты, но вряд ли представляете себе, на что ученым приходится тратить эти миллионы (спойлер: не на зарплату).
Сразу хочу отметить, что найти лабораторию на магистратуру, аспирантуру/PhD или постдок будет тоже нелегко, но, вероятно, в тот момент вы уже будете хотя бы знать, что ищете.
Так как же шагнуть в светлое и счастливое научное будущее, а не в депрессию?
При выборе первой лаборатории следует обратить больше внимания на атмосферу, разнообразие методик, коллектив, а не на тематику работы в целом. Конечно, если вам интересен мир бактериальных инфекций, лучше не идти в лабораторию, где изучают нейродегенеративные заболевания. Но, например, не стоит выбирать между лабораторией, в которой занимаются раком груди, и лабораторией, в которой изучают рак легкого, основываясь только на теме исследований. Скорее всего, на этом этапе вы прочитали еще довольно мало статей, так что вас может спокойно увлечь смежная/сходная тематика — были бы вокруг подходящие люди и литература.
У меня есть план
Опишу краткий план действий, которому можно следовать при выборе лаборатории.
Выбор области исследований
🔘 подписываемся на научно-популярные каналы, расширяем кругозор
🔘 пытаемся читать научные статьи, которые цитируют на лекциях или в тех самых научно-популярных каналах
🔘 общаемся со старшекурсниками, узнаем, чем они занимаются
Выбор лаборатории
🔘 изучаем сайты научно-исследовательских институтов (также, если речь идет о зарубежных лабораториях, можно использовать Twitter — у многих лабораторий и институтов есть свои аккаунты)
🔘 ходим на открытые лекции ученых
🔘 составляем шорт-лист для личного посещения и знакомства
🔘 посещаем дни открытых дверей
Заведующий/руководитель
🔘 заходим на Scopus или Google Scholar, смотрим индекс Хирша (неидеальный, но рабочий параметр успешности человека)
🔘 проверяем наличие статей за последние два-три года (!)
🔘 узнаем импакт-факторы журналов (позволяет понять, выполняются ли в лаборатории актуальные современные исследования)
🔘 выясняем, есть ли на месте первого, второго, предпоследнего и последнего авторов статьи сотрудники лаборатории (важно!)
Обращаю ваше внимание, что руководитель/заведующий лабораторией должен быть одновременно хорошим ученым и хорошим менеджером. Ему нужно уметь выстраивать отношения в коллективе так, чтобы работа шла, а также корректировать направления исследований, чтобы в лаборатории всегда были гранты и публикации. Довольно редко, заведующий напрямую руководит работой бакалавров, однако, его человеческие качества очень важны для студентов, так как подобное притягивает подобное. Какой шеф, таким и будет коллектив.
Постдоки/старшие и младшие научные сотрудники, со степенью
🔘 узнаем есть ли они в лаборатории (если нет — это тревожный звоночек)
🔘 смотрим на их публикации
🔘 оцениваем их в общении
🔘 определяем их среднюю занятость (десять студентов на одном человеке — это почти всегда плохо)
Обычно эти люди непосредственно руководят работой студентов, придумывают для них проекты, вовлекают в свои исследования, обучают всему. Молодой руководитель с горящими глазами — залог вашего развития. У заведующего лабораторией обычно много бумажной работы, встреч, совещаний. Старшие и младшие научные сотрудники (постдоки) — двигатели научного прогресса лаборатории: как правило, они создают идеи, пишут заявки на гранты, ездят на конференции, продолжая «работать руками», поэтому могут вас обучить своему мастерству.
Аспиранты
Следующие важные для вас люди в лаборатории после МНСов и СНСов — аспиранты. Это люди, которые также будут вас обучать, просматривать ваши презентации и плакать над вашими дипломами.
🔘 смотрим на наличие публикаций (учитывая, что для защиты кандидатской нужно иметь хотя бы одну статью, а в некоторых местах — три, аспиранты должны их делать!)
🔘 узнаем, защищаются ли аспиранты (если в лаборатории ходят истории, что последние пятеро аспирантов ушли из лабы, так и не получив степень, то проблема, скорее всего, не в этих аспирантах, а в коллективе и направлении научной деятельности)
С аспирантами можно пообщаться «на ты» и честно, напрямую задать вопросы про лабораторию. Узнавайте заранее, с кем вам придется работать и дружить в горе и в радости.
Методическая и приборная база
От людей переходим к «железу». Необходимо оценить лабораторию с точки зрения начинки. Научная работа обычно довольно монотонная и стрессовая. Чтобы не перегореть и не сбежать из науки в первые месяцы знакомства с ней, вам должно быть весело. Смех и хохот от вида приборов за несколько сотен тысяч долларов я вам, конечно, не гарантирую, но могу подсказать, как предотвратить слезы от сотого скучного раскапывания ПЦР. Конечно, рекомендую для начала занизить свои ожидания от исследовательской работы и не думать, что наука — это открытия каждый день.
🔘 оцениваем разнообразие методик (при личном визите и по секциям «методы» в публикациях)
На этом этапе вашей карьеры важно освоить как можно больше методик, а не погрузиться в конкретную узкую тему исследований. Да, это может показаться на первый взгляд странным, но я правда считаю, что такова задача бакалавра, так как интересы могут еще много раз поменяться по мере чтения статей, посещения конференций и знакомств с новыми людьми. А осваивая новые методики вы развиваетесь, так что в будущем у вас будет прекрасная база для изучения новых методов и погружения в новую тему.
Журнальные клубы/семинары/неформальные встречи
Работа работой, но если ваш диплом никому не нужен, он вам самим очень быстро надоест и до защиты не доживет. Кроме того, научная работа — это не только непосредственно пипетка в одной руке и пробирка в другой. Это развитие, постоянное расширение кругозора, стиль жизни. Поэтому наличие еженедельных или ежемесячных встреч с целью обсуждения новинок в мире науки, а также ваших личных результатов — важная часть плодотворной исследовательской работы.
Первая лаборатория — это ваш фундамент: важно выбрать такое место, где вас обучат разнообразным методикам, научат читать статьи, покажут на личном примере как думать головой, как нести ответственность за свой проект и, конечно, как очень-очень сильно любить науку. Для всего остального будет магистратура и аспирантура.
Еще больше информации от автора — в Telegram-канале «Научная жизнь Эльмиры»: https://t.me/sciencylife