В этом году исполнилось 100 лет со дня рождения российского философа, писателя и публициста Александра Зиновьева. В 1999 году Александр Александрович выступал на Физтехе на встрече кандидатов в депутаты Государственной Думы как доверенное лицо Сергея Бабурина. Встречу организовывал Виктор Школьников, бывший тогда проректором МФТИ. С согласия автора публикуем главу из книги воспоминаний Школьникова «Это было недавно, это было давно».
Думские страсти
С ноября на Физтехе проходили встречи кандидатов в депутаты Государственной Думы, выборы в которую были назначены на 19 декабря 1999 года. Ответственным за организацию и проведение выборов в институте был определен я. Помимо подготовки избирательного участка, его оформления, создания избирательной комиссии и другой работы по обеспечению нормального проведения выборов в МФТИ, предстояло проводить встречи кандидатов в депутаты со студентами и сотрудниками института.
На Физтехе призывали голосовать за себя председатель Российского общенародного союза С. Н. Бабурин и заместитель председателя Либерально-демократической партии А. Д. Венгеровский. Они уже были не только депутатами, но и заместителями председателя Государственной Думы. Выступали генерал-полковник, командующий войсками Московского округа внутренних войск МВД России А. Г. Баскаев, журналист А. В. Караулов, летчик-космонавт Г. М. Стрекалов, экс-министр экономики А. А. Нечаев. Было и еще несколько менее известных кандидатов.
Встречи проходили в концертном зале, который заполнялся в лучшем случае на одну треть. Больше всего студентов пришло, когда в поддержку генерала выступал вокально-инструментальный ансамбль девушек. Кажется, он назывался «Армия».
В поддержку Караулова выступал заведующий базовой кафедрой академик В. И. Гольданский, за Нечаева — заведующий кафедрой права Б. Б. Надеждин. За кандидата в депутаты М. П. Безрукова — руководителя областной федерации хоккея на Физтехе — агитировали неоднократные олимпийские чемпионы по хоккею Александр Рогулин, Владимир Петров, Борис Михайлов и заведующий кафедрой спорта МФТИ Игорь Ромишевский, а за Стрекалова — группа космонавтов, включая Александра Сереброва.
Все кандидаты в депутаты и их доверенные лица в той или иной степени критиковали власть. Кто больше, кто меньше.
Но об одном выступающем следует сказать особо. Это Александр Зиновьев, который был доверенным лицом Бабурина. А. А. Зиновьев (1922–2006) — известный писатель, доктор философских наук с 1962 года, профессор, участник Великой Отечественной войны. Работал в МГУ заведующим кафедрой логики и в Институте философии АН СССР. В 1978 году с семьей был выслан из СССР в ФРГ, где стал профессором логики Мюнхенского университета. Занимался научной и литературной деятельностью. В 1990 году был восстановлен в советском гражданстве, а в 1999 году возвратился в Москву. Относился к известным советским диссидентам, каковым себя не считал. До перестройки был критиком советской власти, а позже в своих трудах крайне негативно оценивал разрушение Советского Союза. Представляя его, я сказал, что он сейчас главный научный сотрудник Института философии и Института социально-политических исследований РАН, профессор МГУ и Литературного института им. М. Горького.
Выступая, Зиновьев о своем прошлом говорил мало, но очень резко критиковал властные структуры за их, по его мнению, непрофессиональную деятельность, за беспомощность, за развал СССР, за пресмыкательство перед иностранцами и в первую очередь перед американцами. Выступление было очень эмоциональным и необычным, народу было много. Зиновьев ответил на многочисленные вопросы, но после одного ответа в зале наступила мертвая тишина.
Студент спросил, каков был бы его первый указ, если бы его избрали президентом. Ответ привожу дословно: «Своим первым указом я приказал бы повесить Горбачева и Ельцина за ноги на столбах на Тверской. За развал Союза, за все, что произошло с великой страной. Они предали свой народ». Конечно, такого не ожидал никто. Это был единственный случай в моей жизни на Физтехе, когда, находясь на сцене, я видел перед собой «чужой» молчащий неподвижный зал. Такого не забудешь. Было и еще несколько резких высказываний. Российский общенародный союз пытался зарегистрировать Зиновьева кандидатом в депутаты Государственной Думы по своему списку, но получил отказ, так как тот вернулся в Россию незадолго до выборов.
Перед отъездом с Физтеха он подписал единственную имеющуюся у меня его книгу «Смута», сказав: «Неужели не могли взять что-нибудь более интересное?».
После смерти тело Зиновьева кремировали, а пепел развеяли с вертолета над местом в Костромской области, где он родился. В память о заслугах перед российской культурой на Новодевичьем кладбище сооружены символическая могила-кенотаф и памятник А. А. Зиновьеву. Еще один памятник установлен в Костроме, на территории Костромского государственного университета.