Международный коллектив ученых, в который входят сотрудники МФТИ, провел комплексную оценку глобального бремени аппендицита за период с 1990 по 2021 год в 204 странах. В мире, согласно исследованию, смертность от заболевания колоссально снизилась. Глобальная стандартизованная по возрасту заболеваемость составила 214 случаев на 100 000 человек и практически не изменилась с 1990 года. Это соответствует приблизительно семнадцати миллионам случаев в год. Традиционно аппендицит является заболеванием молодежи: самая высокая заболеваемость наблюдается во втором и третьем десятилетии жизни человека. Результаты исследования опубликованы в журнале The Lancet.
Аппендицит — широко распространенное хирургическое заболевание. Причины его возникновения до конца не известны, что, впрочем, не помешало добиться больших успехов в его лечении. Основным способом лечения является хирургическое вмешательство для удаления воспаленного аппендикса (червеобразного отростка) — аппендэктомия. Проведение такой операции и открытым, и лапароскопическим (через проколы) методом позволяет предотвратить тяжелые последствия и развитие жизнеугрожающих состояний, например перитонита (воспаления брюшины, выстилающей брюшную полость) и острой кишечной непроходимости. Для снижения риска негативных последствий решающее значение имеют ранняя и точная диагностика и аппендэктомия в течение нескольких часов после начала заболевания.
Но необходимость экстренного вмешательства не всегда может быть удовлетворена. В отдаленных или труднодоступных регионах и странах с низкой доступностью медицинской помощи или при неверной диагностике («аппендицит — обезьяна всех болезней: у него много масок», согласно старой хирургической поговорке), задержки случаются и по сей день. При этом проведение своевременной аппендэктомии не требует высокотехнологичной операционной — она выполняется повсеместно, даже без общего наркоза. К примеру, хирург советской антарктической экспедиции Леонид Иванович Рогозин самостоятельно провел аппендэктомию самому себе в 1961 году под местной анестезией и с некоторой помощью метеоролога и инженера. Несвоевременное оказание помощи при аппендиците приводит к осложнениям и даже смерти, что особенно драматично для молодых пациентов и составляет значительную часть бремени болезни.
Глобально в мире заболеваемость, стандартизованная по возрасту, варьируется значительно: от 373 на 100 000 в Японии до 68,8 на 100 000 в Эфиопии. На уровне регионов самый высокий уровень заболеваемости зарегистрирован в Азиатско-Тихоокеанском регионе с высоким уровнем дохода — 364 на 100 000, а самый низкий — в Западной Африке к югу от Сахары — 81,4 на 100 000. Кратная разница уровня заболеваемости требует объяснений, и в научной литературе их достаточно: предполагают влияние и различной диеты, и климата, и образа жизни, однако однозначного ответа, как и в отношении причин возникновения аппендицита, пока нет.
В России за эти годы показатели заболеваемости существенно не изменились. Число случаев аппендицита, полученное в ходе моделирования на основании литературных данных, в 1990 году составило 286 000 (186 на 100 000). В 2021 году — 265 000 (194 на 100 000).
Исследование показало, что рост уровня жизни и доступности медицинской помощи нашел свое отражение в глобальном снижении смертности от аппендицита и лет жизни, потерянных из-за ранней смерти и потери трудоспособности, связанных с аппендицитом и его осложнениями.
Согласно исследованию, в 2021 году глобальный стандартизованный по возрасту показатель смертности от аппендицита составила 0,358 смертей в год на 100 000 населения. Показатель варьировался от 1,01 в Центральной Латинской Америке до 0,054 в странах Азиатско-Тихоокеанского региона с высоким уровнем дохода.
Стандартизованный по возрасту показатель смертности с 1990 года в мире упал на 57,3%. Рекордсменами по снижению смертности стали Андские страны, где зафиксировано снижение смертности на 83,1% а также Восточная Азия и Центральная Европа, где смертность снизилась на 80,7% и 73,2% соответственно. Вероятно, в первом случае причиной стал эффект «низкой базы», когда повышение доступности базовой хирургической помощи в отстающих регионах быстро приносит высочайшие результаты, а во вторых случаях — вклад лидирующих в мире систем здравоохранения.
Интересно, что в странах с высокой заболеваемостью большее бремя болезни (выраженное в сумме лет, потерянных из-за ранней смерти, и лет нетрудоспособности) наблюдается у пациентов старше 80 лет, в то время как на другом конце спектра бремя в основном ложится на хрупкие плечи детей младше десяти лет. Похоже, в странах с относительно низкой ожидаемой продолжительностью жизни малая часть населения доживает до этого второго пика заболеваемости. При этом вероятность смерти и наступления нетрудоспособности для пожилых пациентов существенно выше, чем у молодых людей, относительно легко переносящих заболевание при оказании своевременной медицинской помощи. Этот и другие факты, обнаруженные коллективом ученых, станут основой для принятия решений национальными органами здравоохранения, распределяющими ресурсы между программами медицинской помощи.
Математическая модель, использованная авторами, показала, что в России количество смертей от аппендицита в 1990 году составило 874 (0,516 смертей в год на 100 000 населения) а в 2021 году снизилось до 382 (0,172 на 100 000). Таким образом, сокращение показателя за эти годы составило 56,3%, что вполне соответствует планетарным показателям, но немного меньше, чем в соседних странах Восточной Европы, где количество летальных исходов за эти же годы снизилось на 62,1%.
«Стагнирование с 1990 года показателя заболеваемости никого не удивляет — заболеваемость острым аппендицитом так стабильна, что аппендектомии в шутку называют “хлебом хирурга”. Неоперативное (консервативное) лечение аппендицита с использованием антибиотиков является новинкой и со временем найдет свою нишу но, вероятно, вряд ли полностью вытеснит оперативное лечение. Опубликованные показатели, хотя и несколько отличаются от официальной российской статистики, вполне отражают реальность достаточно высокой доступности хирургической помощи населению даже с учетом характерных для России географической протяженности и большого количества труднодоступных регионов. Последнее существенно влияет на показатели смертности: задержка даже на несколько часов может стать решающей для сохранения жизни пациента
Стоит отметить, что определение аппендицита, использованное авторами, достаточно широкое, а моделирование и синтез статистических оценок предполагают и учитывают потенциально неверно диагностированные, невыясненные и неверно кодированные причины смерти, остающиеся за пределами официальной отчетности. В то же время не стоит отрицать потенциал улучшения показателей: хотя в России показатель смертности от аппендицита вдвое ниже планетарного, до лидеров — экономически развитых стран Азиатско-Тихоокеанского региона, где смертность составляет 0,054 на 100 000, — пролегает еще долгий путь развития. Смертность от острого аппендицита считается предотвратимой, и дальнейшее развитие транспортной инфраструктуры и доступности медицинской помощи положительно отразится на эпидемиологических показателях. Не менее важны поддержание здорового образа жизни населения и профилактика — помимо задержки госпитализации, наличие сопутствующих заболеваний также повышает риски для пациента», — рассказал об исследовании Давид Наимзада, старший преподаватель Центра образовательных программ ФБМФ, научный сотрудник лаборатории анализа показателей здоровья населения и цифровизации здравоохранения МФТИ.
Понимание уровней и тенденций заболевания, которые не получают значительного внимания со стороны мирового здравоохранения, является ключевым шагом для руководства эффективной политикой и планированием. Снижение смертности от инфекций, представляющих существенную угрозу общественному здоровью, является давним приоритетом, но в последние годы этот акцент стал смещаться в сторону неинфекционных заболеваний, таких как рак и сердечно-сосудистые заболевания. Глобальные усилия по решению этих проблем в странах с низким и средним уровнем дохода снижают внимание к распространенным заболеваниям, поддающимся хирургическому лечению, включая аппендицит. Именно эти заболевания составляют существенную долю мирового бремени болезней.