Но математикам прежде всего для работы нужны идеи и — свобода. Именно так считает Александр Буфетов, ведущий научный сотрудник Математического института им. В. А. Стеклова РАН.
— Есть же вот этот момент, который важен для российского ученого: переход от кандидатской степени к докторской. По рамкам социогуманитарных, наук вы преодолели эту ступень сравнительно быстро, но, насколько я понимаю, в математике бывает по-другому?
— Да, это совсем другое! Математики, как и физики-теоретики… Видите ли, математика — одна из немногих областей человеческой деятельности, в которой бывают вундеркинды. Как с исполнительским искусством: 14-летний мальчик играет на скрипке, и зал рыдает. Но вряд ли вы хотели бы лечь на операционный стол к 19-летнему хирургу, про которого все говорят, что он гениально одарен. Может быть, вы предпочли бы все-таки обычного солидного хирурга с двадцатилетним опытом. Математики часто защищаются рано, но это не мой случай. Я защитился не очень поздно, но у меня много коллег, которые защитились раньше, чем я.
Моя карьера шла совершенно обычным путем. Я защитил кандидатскую и уже тогда, на самом деле, начал думать над некоторым сюжетом, который потом стал докторской. Колоссальное влияние оказал на меня совершенно гениальный и почти забытый математик Уильям Вич. Дело в том, что, защитив диссертацию в Принстоне, я поехал в Университет Уильяма Марша Райса в Техасе. Первый президент университета, математик Ловетт, ученик Софуса Ли, был исключительно интересный человек. В Райсе с первого дня работали прекрасные математики, например Перси Даниель, начавший заниматься вероятностью в бесконечномерных пространствах лет за 15 до появления знаменитой книги А. Н. Колмогорова.
Когда я приехал в Университет Райса, там работал Вич. Это титан в математике, который стоит как отдельная вершина, пик. У него нет ни одной совместной работы. Это вполне типичная ситуация в XIX веке, но исключительно редкая в XX. Вич всегда работал сам, при этом очень щедро делился своими идеями и соображениями с коллегами. Я ему рассказывал про какие-то свои соображения, он мне что-то подсказывал, мы много беседовали, это было счастье! Мне и говорили, когда я пошел в Университет Райса, что общение с Вичем мне много даст; так и вышло. Вич, к сожалению, трагически погиб 30 августа 2016 года. Вич мне очень много дал. Диссертация, постдок, преподавательская позиция — мой путь в математике вполне обычный.
Полностью это интервью будет опубликовано на нашем сайте в декабре 2024 года, а также выйдет в книге «ЗА НАУКУ: Ученые о…Человеке, Мире, Математике (Прорывы в российской науке)».
Опубликовано при поддержке гранта Минобрнауки России в рамках федерального проекта «Популяризация науки и технологий» № 075-15-2024-571.