О совместной работе с российскими учеными, перспективных направлениях в области прикладных разработок и развитии научных проектов в Китае рассказал грантополучатель совместного конкурса РНФ и NSFC профессор Southeast University Сянвэй Чжао.

семинар профессора Сянвэй Чжао в МФТИ
Вы работаете в известном Юго-восточном университете. Чем вы занимаетесь? Ведете ли помимо научной и преподавательскую деятельность?
Моя основная работа — научные исследования. Сфера моих научных интересов — это нанофотоника, наноструктуры, биомедицинская инженерия, «пространственная омика» — относительно новое направление в биологии, которое позволяет понять пространственную организацию клеток и тканей в нашем организме.
Также я регулярно читаю курсы для студентов, около 32 учебных часа в месяц.
Что сейчас интересно китайской молодежи? Меняются ли их приоритеты и в какую сторону?
Что касается моих учеников, мне кажется, что сейчас молодые китайцы весьма целеустремленные, они стремятся получить диплом магистра, а лучше PhD. Они активно и успешно работают над этим.
Это очень похоже на Россию!
И большинство из них хотят пойти в реальное производство после окончания вуза.
Как инженеры?
Да, вполне, это востребованная профессия.
А что насчет IT, это очень популярное направление для молодежи в России?
Да, есть и такие кто мечтает заняться программированием, они считают, что это поможет им построить достойную карьеру. Некоторые из моих студентов идут в сферу IT. Даже если их исследования или диссертации посвящены биомедицинской инженерии.

семинар профессора Сянвэй Чжао в МФТИ
Когда мы говорим об ИТ, это в основном касается разработки программного обеспечения, верно?
Эти разработки связаны с программным обеспечением, но они не являются мобильными приложениями. Но это может быть оценка программного обеспечения.
А что насчет науки? Ваши ученики остаются с вами и продолжают работать в университете?
Пожалуй, в основном это молодые люди, которые действительно, интересуются наукой и хотят развивать именно новые направления.
А каким исследованиями занимаетесь именно вы в вашей лаборатории цифровой биомедицинской инженерии?
Направление моих исследований связанос биомедицинской инженерией, которая очень междисциплинарная. В нашей работе мы объединяем физику, химию и биологию. В частности мой семинар на Физтехе посвящен в основном физике — использованию свойств поверхностного плазмона, который возникает из-за взаимодействию света и вещества в наномасштабе. Это явление мы применяем при разработке медицинских изделий. Но моя основная специальность это биология. Я биоинженер.
Какие направления, по вашему мнению, сейчас самые перспективные в области разработки приложений и устройств?
Первое — это POCT (примечание: Point-of-Care Testing) то есть тестирование в месте оказания медицинской помощи, для онлайн-мониторинга. Мониторинга высокого уровня. В частности, новое приложение, над которым мы работали в этом году. Мы хотим разработать его хорошо. Мы разрабатываем специальные наночастицы, чтобы с минимальными нагрузками на организм имплантировать их в кровеносный сосуд. Это позволит, используя искусственный интеллект, делать быстрый и своевременный анализ клеток крови без постоянного забора биоматериала.
Я думаю, что в целом сейчас в приоритете медицинская диагностика, например, экспресс тесты, способные выдать диагноз прямо на месте оказания медицинской помощи, датчики крови, более точные тесты на беременность, вирусный биодатчик.
В Китае это направление очень-очень популярно, потому что мы хотим следить за своим здоровьем. В идеале — в режиме реального времени получать данные о работе нашего организма. Да, мы стремимся охватить большие данные.

семинар профессора Сянвэй Чжао в МФТИ
То есть проекты здравоохранения весьма популярны в Китае. Но каков типичный механизм финансирования в ваших исследованиях? Какова роль государства и частных фондов, промышленных заказов?
Большая часть нашего финансирования поступает от государства. Например, от Министерства науки и технологий, Естественнонаучного фонда Китая. Но в последние годы я могу получить финансирование от компаний заказчиков или от отрасли, потому что некоторые из наших исследований или технологий можно передать непосредственно на производство и это востребовано. То есть наш индустриальный партнер хочет сделать биосенсор in vivo. Для этого мы предоставляем проект исследования, а они инвестируют. Это довольно новая практика для нас. Но в целом для привлечения заказчиков необходима хорошая команда, наработанный пул разработок и реализованных удачных проектов.
Также следует отметить, что подобные заказы на новые разработки стимулируются со стороны правительства. Промышленные предприятия, которые активно финансируют науку, могут получить налоговые льготы. Также есть некоторое государственное финансирование для передачи технологий. Я могу подать заявку на финансирование от местного правительства, например, для создании разновидности тестов ПЦР. Это очень прямой и выгодный всем путь.
Весьма выгодное сотрудничество! Но как обстоит дело с сотрудничеством с российскими институтами? И в чем вы видите главную синергию?
Что хорошего в работе между китайцами и русскими? Я думаю, что вы очень специализированы. Например, мы хорошо знаем биомедицинское применение. Развиваясь в этом направлении, я не могу сильно углубляться в физике. Хотя я глубоко разбираюсь в моей области — инженерных технологиях. В этом плюс и результативность синергии в совместных международных проектах. Мы собираем команду узкоспециализированных специалистов, которые могут довести свою область лучше остальных. Это одна сторона.
Другая сторона, я думаю, что мы стремимся быть более интернациональными. Благодаря этому сотрудничеству мы, например, зачислили нового магистра из России. Мы можем привлечь молодых студентов с обеих сторон. Им будет интересно пожить в другой стране, с другой культурой. Это всегда здорово и продуктивно.
Ваша лаборатория ведет с нами совместный проект по разработке плазмонных наносенсоров для изучения влияния новых лекарств на клетки головного мозга. На каком этапе этот проект?
Это второй год проекта. Наши российские коллеги в прошлом году были с визитом у меня в лаборатории, в этом году у меня появилась возможность приехать в Москву.
Работа по проекту идет активная. Конечно, для запуска лекарств в медицинскую практику необходимы серьезные испытания, чем мы и занимаемся с российскими коллегами. Наша цель — с помощью современных технологий найти метод для продуктивного восстановления после столь тяжелой и, к сожалению, весьма распространенной болезни. Кроме совместной работы по уже полученному гранту (примечание: совместный конкурс РНФ с Государственным фондом естественных наук Китая «Плазмонные наносенсоры для систематического изучения влияния новых лекарств на клетки головного мозга»), мы подали завку в Министерства науки на новый грант от обеих сторон. У меня есть уверенность в том, что мы сможем получить грант, и это расширит наши возможности и укрепит сотрудничество. В целом проект интересный и перспективный.

Сянвэй Чжао и Сергей Новиков, заведующий лабораторией контролируемых оптических наноструктур МФТИ
Мы очень рады, что вы нас посетили, но это ваш первый визит в Россию? Где вы уже были? Что желаете посетить?
За это путешествие я уже побывал в Иркутске на конференции и хотя я часто слышал о России, но это первый раз, когда я вижу настоящую Россию, очень впечатляющую. Она очень большая, сильная в столь сложной ситуации. У вас долгая история и отличная культура. Это очень, очень впечатляет меня.
В Москве я хочу увидеть, конечно, Красную площадь, Кремль. Познакомиться с русским искусством, посетить музеи. Это очень мне интересно. Надеюсь посетить вашу страну не один раз!