Частная космонавтика в России — дело не очень простое. Нужно пробивать себе дорогу и закрепляться на своих позициях, чтобы не откатиться назад и не рухнуть. Тем не менее, в России достаточно стартапов, которые связаны с ракетно-космической деятельностью. Не все из них превращаются в большие компании. Нам удалось поговорить с генеральными директорами двух самых крупных космических проектов в нашей стране — Павлом Пушкиным, который основал «КосмоКурс», и Сергеем Соповым — генеральным директором S7 Space. Они представили свой взгляд на создание компании в космической отрасли и поделились тем, какие проблемы их волнуют.
КосмоКурс
Основана в сентябре 2014 года.
Основатели: Павел Пушкин — генеральный директор компании «КосмоКурс», 10 лет отработавший в государственном космическом научно-производственном Центре имени М. В. Хруничева. Александр Тукацинский — предприниматель и бизнесмен, в разные годы был членом совета директоров Уральской горно-металлургической компании (УГМК), «Кузбассразрезугля», «Трансмашхолдинга» и «Трансгрупп».
Расположение: Москва.
Число сотрудников: около 40 человек.
Стоимость компании: весь проект (от первого этапа проектирования до первого туристического полета) оценивается от 150–200 $млн. По состоянию на март 2018 года в «Космокурс» было вложено несколько десятков миллионов рублей. Финансирование осуществляется полностью за счет частных средств.
Главный проект: реализация проекта суборбитального космического комплекса — от постройки ракеты и космического аппарата до космодрома, чтобы возить туристов на орбиту.
Сайт: www.cosmocourse.com
Как это было
— С основания компании прошло 4 года. В 2014 году инвестор хотел что-то ракетное сделать, а я это мог. Мы встретились, поговорили и решили делать этот проект. Компания начала свой путь с трех человек, потому что было очень сложно привлечь людей. Многие, кого я звал, отказывались. По прошествии четырех лет я наконец могу сказать, что мы смогли нарастить команду специалистов, которые выполняют серьезные задачи. За это время мы открыли офис и сейчас расширяем его. Как оказалось, это достаточно сложно и отнимает много времени. Ты особо не думаешь об этом, когда открываешь компанию. Нам удалось серьезно проработать проект, у нас практически готов аванпроект и даже эскизный проект.
Мы попытались поработать со многими и поняли теперь, с кем взаимодействовать при создании стартового комплекса, с какими предприятиями можно работать, а с какими нет. Мы перевернули свое мышление и во многих вопросах стали рассчитывать на собственные силы, а не на кооперации по ракетно-космической отрасли. Поэтому теперь мы частично делаем свое производство — испытательную базу и первое «железо», которое будет проходить испытания. Об этом даже не думали в самом начале. На самом деле за 4 года мы прошли достаточно большой путь познания. Раньше у нас были фантазии на тему того, как надо все делать. Раньше, когда я работал в космической отрасли на государственной стороне, все было легко. Я звонил нужным людям, и все делалось, а теперь такого нет. Теперь мы стали понимать, как, кто, за какие сроки и деньги выполнит твою задачу. Сейчас мы уже не боимся делать многое сами и делаем.
Трудности на пути
— Трудности у нас такие же, как у Илона Маска. Первая проблема — кадры. Много времени уходит на то, чтобы их найти. Большинство людей несвободные, привязаны к своему месту, менталитет не дает им бросить все и начать работать на нас. При устройстве на работу нас спрашивают: где вы находитесь? Не хочу далеко ездить. Не рухнет ли ваша компания? Даете ли вы обязательства, что через 10 лет я буду на вас работать, а вы будете платить мне зарплату? Очень сложно находить нужных людей, когда многие задают такие вопросы. То есть сложный менталитет и при этом невысокая квалификация.
Вторая проблема — поставщики не готовы нормально работать. Они спокойно обманывают по срокам и деньгам, но самое главное — качество выдают очень невысокое, причем это касается не только государственных предприятий, но и коммерческих. Обычно стараются тебе впихнуть то, что им интересно, а не то, что тебе надо. Поэтому приходится делать самим, но на это уходит куча времени, ведь искать специалистов, обучать их, создавать кооперацию внутри компании — это трудно. Если бы поставщики делали заказы в срок, хорошего качества и за нормальные деньги, я бы сам не делал.
Третья проблема — мы многого не знали и многого боялись. Вместо того, чтобы взяться и делать, мы больше обсуждали, насколько это будет сложно. Это ментальная проблема.
Чем плохи поставщики и почему лучше делать самому
— Пользуясь тем, что в инженерном деле сложно сформулировать, что такое качественная работа и некачественная, они делают вторую и говорят, что она первая. В суде сложно доказать, что хорошо сделано, а что нет, потому что нужно заказывать для этого стороннюю техническую экспертизу. Ее проводит конструкторское бюро, которое обладает опытом в данной области, и не факт, что оно будет незаинтересованным лицом. Поэтому поставщики понимают: авось, купят. Не купят — пойдем на уступки и сделаем скидки. У нас такое на самом деле было. Это все тоже отнимает деньги и силы, но главное — время.
Бывает ли легко в таком деле
— Легко было один раз: когда мы договорились впервые с инвестором, что будем делать такой проект. Больше никогда и ничего нам быстро и хорошо не давалось, все идет со скрипом, даже ремонт туалета в новом помещении. Везде приходилось превозмогать и прорываться через что-то. Мы ввязались в драку 4 года назад, и до сих пор идет мордобой. Космос — это работа, когда нужно трудиться, романтики тут нет. Только серьезно работать и превозмогать каждый день, причем везде: в общении с налоговой, Роскосмосом, ФСБ, да со всеми. Тут надо просто брать и делать, если ты хочешь чего-то добиться. Да, все время уставший, зато хотя бы есть результат, за который не стыдно. У нас нет барьеров для развития, все решаемо, просто это упирается в затраты времени.
Что будет дальше
— Осенью этого года планируем защитить аванпроект. Мы пройдем экспертизу и поймем, все ли правильно сделали, что надо доработать. В ближайшие месяцы мы планируем окончательно выбрать площадку для космодрома, сейчас переговоры активно ведутся. В течение месяца-полутора могут начаться испытания элементов двигателя уже в «железе», а не на бумаге. Сегодня для этого в нашей компании ведется изготовление стендовой и производственной базы, организовывается производство некоторых частей ракет. В следующем году планируем начать проводить серьезные испытания. Надеюсь, выйдем на огневые испытания двигателя, строительство сооружений космодрома и организацию полного производства ракеты и капсулы. В следующем году должно быть весело и «железно», а не бумажно.
S7 SPACE
Основана в марте 2016 года.
Основатели: Владислав Филёв — генеральный директор группы компаний S7. Восемь лет прослужил в ракетных войсках на спутниковой системе «Кристалл». Сергей Сопов — генеральный директор S7 Space, проходил службу на космодроме Байконур, участвовал в наземных испытаниях ракетно-космического комплекса «Алмаз», советской многоразовой транспортной космической системы «Буран», в 1991 году создал Агентство космических исследований Республики Казахстан.
Расположение: Россия, США.
Число сотрудников: почти 130 человек (100 в российском и 30 в американском офисах).
Стоимость компании: по словам основного владельца S7 Group Владислава Филёва сумма инвестиций в проект составляет 150 миллионов долларов. Финансирование идет полностью за счет частных средств.
Главный проект: эксплуатация космодрома «Морской старт». Коммерческая компания предоставляет полный цикл услуг по запускам космических аппаратов с использованием ракет-носителей «Зенит». В задачи компании также входит оказание поддержки в эксплуатации космического ракетного комплекса «Зенит-М» (проект «Наземный Старт») на космодроме Байконур.
Сайт: s7space.ru
Формирование команды
— Команда подбиралась под решение задачи возрождения уникального в техническом плане проекта «Морской старт». Сначала я пригласил тех, с кем лично знаком по службе на космодроме Байконур, кто давно работает в ракетно-космической отрасли. Им далеко за 50, а то и 60 лет, но они знают свое дело. Эти специалисты высшей категории составляют костяк нашей команды. На втором этапе мы пригласили молодежь. Это амбициозные, целеустремленные, жизнерадостные люди 30 лет. Их около 60% от общей численности сотрудников. Благодаря такому подходу в S7 Space, наверное, самый молодой коллектив в российской ракетно-космической отрасли: средний возраст в компании — 38–40 лет. Всего в S7 Space сейчас работает порядка 130 человек: 100 в российском и около 30 в американском офисе. Совместно мы прошли большой путь: начиная от организации покупки «Морского старта» и завершения сделки до получения лицензий в разных странах-участницах проекта.
Трудно ли делать космическую компанию
— Когда ты делаешь компанию, которая занимается решением космических задач, трудности возникают те же самые, что и в обычной жизни. Это все рутина: туда пришел, здесь позвонил, в итоге все решил. Эта задача ничем не отличается от организации предприятия в любой другой отрасли. Создать с нуля нефтяной или высокотехнологичный бизнес ничем не проще, чем космический. Нужно найти специалистов, освоить технологии, выйти на должный уровень качества работы. Все твои старания оцениваются органами лицензирования: уровень квалификации сотрудников, наличие финансовых средств, технического оборудования, возможности проведения конкретных работ. Без их согласия ни одна компания не начнет работу. Так происходит не только в космическом бизнесе, а и в любой другой высокотехнологичной сфере.
Медленная бюрократическая работа — это нормально
— Каждый из нас в жизни сталкивался с бюрократией. Естественно, она не обошла стороной и нашу компанию. Не нужно думать, что, как только становится известно о визите представителей S7 Space, перед нами открываются все двери. Но если где-то мы сталкиваемся с задержками, это не стоит воспринимать как попытку помешать, просто конкретно в российской ракетно-космической отрасли привыкли работать не спеша и с большой дотошностью.
Если сравнивать бюрократию в России, США и Европе, то среднестатистический чиновник во всех странах схож: каждый решает только тот вопрос, за который отвечает, а значит, для решения комплексной проблемы необходимо долго и много побегать. Такие хождения от одного чиновника к другому тянутся месяцами.
Например, разрешение на возобновление работы «Морского старта» в США мы получали примерно полтора года. Сейчас более восьми месяцев пытаемся получить разрешение российского правительства на поставку в Украину комплектующих для сборки ракет-носителей «Зенит», поскольку только этот носитель может стартовать с «Морского старта». Между Россией и Украиной нет взаимных санкций или каких-либо ограничений в международных проектах, только в государственных. Мы, частная компания с офисами по всему миру, тем не менее, не можем получить в России разрешение на поставку частей ракеты-носителя «Зенит», хотя уже заказали их изготовление на Украине. Сейчас для нас это главная проблема — решить вопрос с российскими властями по возобновлению проекта. После этого останется еще немного: поставить комплектующие, доделать ракеты, перевезти их в США и начать осуществлять пуски. Ирония в том, что сделка заключалась при одном правительстве и руководстве Роскосмоса, а теперь нам приходится проходить все инстанции заново. Обычного человека это может взбесить, и он просто опустит руки. Но я стараюсь относиться к этому более-менее спокойно.
Молодежь выбирает частный космос
— Частные компании привлекательны для молодых специалистов тем, что они живые и не рождают иллюзий. Бизнес не может себе позволить фантазий, потому что не живет на государственном бюджете. Коммерческим структурам нужны прорывные идеи и технологии, но реализуемые здесь и сейчас. Мы в полной мере своими кошельком и головой отвечаем за наши космические планы, в то время как программы космических агентств и госкорпораций строятся на десятилетия вперед, когда уже и спросить о достигнутых результатах не у кого: руководство поменялось, специалисты разошлись. За последние 30 лет начинались крупные проекты, на них были потрачены большие государственные ресурсы, как материальные, так и человеческие, а результата как не было, так и нет. Мы до сих пор летаем на ракетах «Союз», которые создавались еще Сергеем Павловичем Королёвым. Я еще будучи молодым специалистом слышал о работах над проектом «Ангара», но прошло столько лет, а ракеты до сих пор нет. Заканчивается эра легендарной тягловой лошадки, «Протона». Оглядываясь назад, так и хочется спросить: «А что создано за последние 30 лет?» Ничего, а старое уже успели растерять.
Я очень хорошо отношусь к нашим стартапам, потому что они устремлены к одной цели. Таким командам единомышленников в дальнейшем предстоит продолжать наше дело. Со временем уйдут неповоротливые махины ракетно-космической отрасли, их место займут молодые и бойкие. Именно среди них сейчас формируются будущие лидеры ракетно-космической отрасли нашей страны. Мы можем только создать условия для развития, помочь им встать на ноги, а дальше они сами будут решать, что делать с российским космосом. Таких специалистов мы и набираем к себе.
Им же мы интересны тем, что открываем перед ними новые направления, нацеленные на международный рынок и позволяющие реализовать себя.
Частный космос в России и в США
— Если посмотреть со стороны, то происходящее в России выглядит достаточно плачевно. Мы начинаем бессмысленные проекты, урезаем бюджеты, сокращаем программы. Я полагаю, что без частной инициативы, только за счет государственных денег, Россия вряд ли сможет добиться прорыва. Это показал опыт США. Частный сектор там давно работал на рынке космических услуг, но затем им придали новое дыхание — допустили в сферу коммерческих услуг, пилотируемую космонавтику, транспортное обеспечение Международной космической станции, создание и запуск ракет-носителей. Там частный космос допущен ко всем сферам, кроме военной. Результаты мы с вами можем видеть сами: Илон Маск словно бульдозером смел Россию с рынка пусковых услуг. Со следующего года мы потеряем монополию на доставку людей на орбиту. А что у нас? Ничего.
Цели S7 Space совпадают с целями российского государства — вернуть нашему космосу достойное место на мировой арене, восстановить промышленность и начать, наконец, зарабатывать на космических услугах. Только инвестиции частного бизнеса смогут вновь вернуть нашему космосу что-то замечательное и великое, на шее государственного бюджета эту задачу не решить.
1