В последнее время на театральных подмостках среди Орфеев, Юпитеров и Нарциссов все больше нашего брата. Да, теперь значимыми фигурами в драматических произведениях становятся и ученые, составляя достойную конкуренцию своим мифологическим товарищам. Замечательно то, что образ исследователей приятно эволюционирует: вместо безумных злобных гениев, которые выглядят крайне однобоко, появляются более сложные, противоречивые, фактурные персонажи. А настоящий ученый на сцене, в роли другого настоящего ученого — это и вовсе нечто интригующее…
На самом же деле драматурги всерьез заинтересовались не только учеными, исследователями и разработчиками как любопытными героями для страниц своих пьес, но и вообще стали охотно пускать высокие технологии в свои писательские угодья. Теперь даже в нейронную сеть вдохнули жизнь и сделали полноценным персонажем.
Постановщики всегда шли в ногу со временем, они чутко улавливали малейшие научные продвижения: расцвет механики — упрощение процесса смены декораций, изобретение прожектора — новое слово в освещении сцены. Продукты научно-технического прогресса воспринимались как инструменты для эксплуатации, но никому из авторов и в голову не приходило задуматься об их «актерских задатках» или же о том, что они могут стать основой для выстраивания персонажей. Первым делом поговорим о том, как человек и техника поменялись ролями, и о том, как один перевоплощается в другого на сцене.
«Siri», Центр имени Мейерхольда
«Слова, слова, слова», — скептически заявил бы об этой постановке Шекспир, вооружившись репликой персонажа собственной пьесы. Однако сегодняшние театралы поспорят: «Это вовсе не пустая болтовня, это жанр такой, мамблкор!» — он и впрямь подразумевает обилие диалогов, от английского «mumble» — бормотать. Декораций нет, вершины любовного треугольника плюс Siri, пытающаяся помочь, — квадрат с собеседниками в его углах — вот и все, что есть на сцене.
Siri не психоаналитик по рождению и призванию, однако пытается быть рассудительной и искать выход из западни для этих троих. Так как она самообучающаяся система по распознаванию образов, постигшая все, что можно знать о людях, то задача оказывается для нее вполне подъемной. Далее она проникает в сосуды человека и там в виде структуры, сопоставимой по размерам с форменными элементами крови, занимается генной инженерией: восстанавливает поврежденные участки ДНК в телах взрослых. Система осознанно стремится к справедливому распределению биологических ресурсов в мире. Это наталкивает на определенные размышления: кто же в действительности помогает искренне, без задней мысли? Не настало ли время использовать ИИ как жилетку, в которую можно выплакаться, или же плечо, на которое можно опереться?
«Галилео. Опера для скрипки и ученого», Электротеатр Станиславский
Несмотря на название, вместо общепринятых вокальных партий, мы наблюдаем беседу с залом: мимо слушателя проходят вехи жизни Галилея. На сцене человек, для которого переживания реального существовавшего «лирического» героя — не пустой звук: итальянского физика играет Григорий Амосов, доктор физико-математических наук, профессор кафедры высшей математики МФТИ.
Исполнитель главной и единственной роли является также соавтором текста. Эмоции монологов задаются в первую очередь музыкой: неоакадемических композиторов, писавших для этого перфоманса, в пять раз больше, чем актеров. Каждый из них работал с конкретными оттенками настроений, конкретными историями из жизни Галилея. И режиссер Борис Юхананов, и соавтор-исполнитель Амосов относятся к музыке как к могущественному сподвижнику режиссера. Последний так и вовсе на протяжении своей научной деятельности пытался описать звучание, оперируя математической статистикой, стохастическими методами. Здесь повествуется о столкновении галилейского гелиоцентризма с теорией устройства мира в интерпретации церкви, о переживаниях и сомнениях эмпирика. Новое время, пожалуй, тот самый период, когда наука и религия перестали жить в согласии.
«В сердце джунглей», Seinendan (Токио)
Театральная труппа «Seinendan» под руководством Ориза Хирата играет на сценах всего мира бок о бок с роботами. И у живых актеров, и у зрителей по мере развития проекта складывалось неоднозначное впечатление о постановках. С одной стороны, многим казалось, они больше похожи на выставки для робототехников, нежели на художественные перфомансы, другим, напротив, казалось, что это естественное направление в развитии театра, которое стоит воспринимать как должное.
В постановке «В сердце джунглей» всякий человек-актер задействован в роли ученого, а робот, как ни удивительно, — в роли карликового шимпанзе: группа исследователей приехала в глухие джунгли, чтобы изучать поведение человекообразных обезьян и ответить на вопрос о том, где пролегает когнитивная черта, за которую апробируемым путь заказан. Чем характеризуется та исключительная степень сознательности в системе мышления человека по сравнению с прочими (именно системами мышления, а не формами жизни, так как данный вопрос возникает и при взгляде на робоактеров)?
Репетиции и перерывы между ними были, по словам актеров труппы, не менее занимательными, чем сами спектакли. Людям приходилось изощряться, контролируя свою мимику и жестикуляцию при общении с роботами: ведь то, как мы воспринимаем одушевленный объект в значительной степени отличается от того, как мы воспринимаем кого-то (что-то?) из микросхем и пластика. Актерам нужно было в буквальном смысле разглядеть биение жизни в роботах. В истории труппы случались постановки, где роботы и андроиды должны были играть слуг, братьев и сестер. Тогда задача становилась куда менее тривиальной: лишь спустя некоторое время актеры старой закалки начинали говорить со своими высокотехнологичными коллегами уверенно, как друг с другом, без нервного ожидания ответов.
Механические актеры учатся. Учатся играть и чутких собеседников, и диких обезьян. Во время одной из репетиций спектакля «В сердце джунглей» маленькому роботу никак не удавались характерные движения горилл — стучать кулаками себе по груди. После трудового дня, когда обыкновенные актеры расходились по домам, инженер еще долго возился со своим подопечным. Судя по тому, что премьера состоялась, инженеру все удалось.