Сегодня, 8 февраля, в День российской науки мы запускаем рубрику «В этот день», посвященную 75-летию МФТИ. Здесь мы будем публиковать подборки самых ярких материалов, выходивших в газете «За науку» в разные годы.
В первом выпуске материалы февральских номеров 1960, 1984 и 2008 годов.
Февраль 1960 года, выпуск №32:
Наши дипломники
В октябре 1958 года на кафедру распространения радиоволн пришли два товарища, два энергичных жизнерадостных студента — Витя Шевченко и Гера Скрыпник, успешно закончившие в то время пятый курс.
Учитывая их хорошую подготовку, перед каждым из них была поставлена своя, серьезная и имеющая самостоятельное научное значение задача.
Но вот зимой прошлого года кафедра начала испытывать серьезные затруднения при выполнении экспериментальных исследований по другой научно-исследовательской теме. Необходимо было спроектировать и сконструировать целый ряд новых измерительных приборов, в том числе принципиально новый прибор, так называемый «приемник разностных частот».
За эту работу под руководством сотрудников кафедры взялись все студенты, работающие на кафедре. Разработку приемника разностных частот возглавили два наших дипломника. Отработка схемы, расчет узлов, монтаж и наладка заняли у них много времени. И только в июле месяце, когда приемник был полностью закончен, кафедра смогла их освободить от участия в работе по этой теме.
Выполняя эту работу, Витя и Гера показали свою хорошую подготовку в области теоретической и практической радиотехники. В это же время оба они вникали в сложные математические вопросы, которые возникли перед ними в связи с разработкой дипломных тем. Помимо этого, Гера провел большое количество предварительных расчетов, а Витя освоил программирование своей задачи для электронно вычислительной машины.
Не ограничиваясь исследованием известных методов решения. Каждый из них сумел проложить в своей области новый путь решения задачи. Так, используя вариационные методы, Гере Скрыпнику удалось получить общее выражение, из которого известные ранее различные формулы некоторых наших и зарубежных ученых получаются как частные случаи. При этом его формула годится и для слоистых неоднородностей с изменением коэффициента преломления от слоя к слою по любому закону и для любых углов падения луча.
Однако он этим не ограничился и получил ряд инженерных формул, более удобных для расчета и более точных, чем существующие, а также выполнил численные расчеты и дал графики для целого ряда случаев.
Витя Шевченко, исследуя вопрос о скорости сходимости приближенного решения к точному. При решении задачи по методу наименьших квадратов, обратил внимание на особенности исходного уравнения и предложил положить в основу решения задачи другое уравнение.
Чтобы обосновать возможность применения к решению этого интегрального уравнения таких методов, как метод наименьших квадратов Галеркина и др., ему пришлось основательно разобраться в некоторых математических вопросах и в теоремах электродинамики. Но вот доказательство получено, путь открыт, и он избирает метод Галеркина как наиболее простой при решении исследованного им исходного уравнения.
Полученное решение он сравнивает с решением по методу наименьших квадратов для исходного уравнения прежнего вида и с результатами экспериментов и убедительно показывает преимущество своего метода: решение уравнений прежнего вида по методу наименьших квадратов проводилось на электронной вычислительной машине, а решение нового уравнения по методу Галеркина — на простом электрическом арифмометре, при этом оба метода дали результаты, прекрасно совпадающие с экспериментом.
Государственная экзаменационная комиссия единодушно дала отличную оценку обеим этим работам.
*Информацию о дальнейшем научном пути одного из героев данного рассказа нам удалось найти. Прочитать материал можно по ссылке.
Февраль 1984 года, выпуск №869:
Необычный экзамен
На вопросы нашего корреспондента о том, как прошел государственный экзамен по общей физике, отвечает заместитель заведующего кафедры, профессор С.М.Козел.
— Станислав Миронович, сложные ли задачи были в этом году на письменном экзамене?
— Пожалуй, да, из-за того, что среди них много оценочных. В следующем году мы, наверное, уменьшим количество таких задач и решим точно, сколько задач по материалу и какого семестра будет включаться в контрольные. И пусть задачи по механике составляют лекторы по механике, задачи по термодинамике — лекторы по термодинамике и так далее. Что пока не практикуется.
— Понравились ли вам вопросы по выбору?
— Да. В этом году было много экспериментальных работ. В отдельной группе меня поразила модель гейзера, сделанная при помощи бутылки и консервной банки. В другой — эксперименты с куском оптического волокна. Такие вопросы по выбору всегда очень нравятся преподавателям.
— А как студенты отвечали на дополнительные вопросы?
— Студенты в общем неважно знают курс, в целом. И я лично считаю, что программу государственного экзамена надо сокращать…Вообще-то этот экзамен необычный…Он не столько оценивает знания общей физики (нельзя объять необъятное), сколько представляет собой защиту диплома в миниатюре или даже прообраз защиты кандидатской диссертации.
— Станислав Миронович, вот вы говорите: «Нельзя объять необъятное». А не является ли программа по общей физике попыткой это сделать? Может быть, стоит сократить не только программу госэкзамена, но и программу курса в целом?
— Я думаю, не стоит. Мы даем необходимый фундамент. То, что не считаем обязательным, выносим в факультативные курсы. Кстати, преподаватели кафедры уже сейчас читают восемнадцать различных курсов. Сократить, может быть, имеет смысл только программу пятого семестра.
Она пересекается в некоторых вопросах с курсом теоретической физики. Может быть, нам не нужно разбирать проблемы квантования момента и решать простые задачи с уравнением Шредингера, если в курсе теоретической физики это сделают на более высоком уровне. Вот этот вопрос назрел. И мы в ближайшем будущем обсудим его с кафедрой теорфизики.
— Больше спасибо за интервью.
Февраль 2008 года, выпуск №1793:
День российской науки в МФТИ
Традиционно в рамках празднования Всероссийского дня науки в МФТИ прошло общее собрание профессионально-преподавательского состава.
Мы собрали некоторые выдержки из этого текста, а также графики, которые акцентировали внимание на работу университета в 2007-2008 годах.
Приемная кампания
В 2007 году на 1 курс было зачислено 860 студентов.
В МФТИ мягкая система приема, которая позволяет школьникам показать себя на ранних стадиях — в олимпиадах. В итоге к нам приходят именно те, кто уже имеет полное представление о требованиях Физтеха и осознает, что может учиться у нас.
Финансирование интститута
На протяжении последних лет ижет стабильный рост объемов финансирования нашего иснтитута.
Новые кадры
В 2007 году в интситуте произошли серьезные кадровые изменения. Приступили к работе два новых проректора: профессор Елена Владимировна Глухова стала проректором по учебной работе и кандидат-физико математических наук Игорь Геннадьевич Прценко стал проректором по информатизации. Заметно обновился и деканский состав. Они приступили к исполнению сових обязанностей сроком на год, после чего пройдут их выборы на пятилетний срок.
50-я научная конференция МФТИ
В 2007 году основным научным событием нашего института стала юбилейная — 50-я научная конференция. Для участия в ней мы впервые пригласили магистров и аспирантов из других городов, приехало около 40 человек.
Очевидно, что статус нашей конференции повышается, и мы хотим сделать научную конференцию МФТИ всероссийской.
Молодежная политика
Сразу после 60-летия Физтеха заработал Благотворительный фонд развития в области естественных наук, учрежденный нашими выпускниками Александром Абрамовы и Александром Фроловым. Ежегодно эквивалент миллиона долларов из этого фонда мы тратим на стипендии 500 студентам 1-4 курса (это 20% от общего числа обучающихся в бакалавриате), чтобы они могли освоить фундаментальный цикл на Физтехе, не отвлекаясь на подработки.