Современные СМИ нередко рисуют образ второй космической лунной гонки в борьбе за ресурсы нашего естественного спутника, которая началась между странами в XXI веке. За пример берется космическая гонка 60-х годов прошлого века, когда амбиции США и СССР привели к соревнованию по созданию сверхтяжелых ракет-носителей и организации полетов автоматических станций и космических кораблей к Луне и на Луну. Тогда обе страны достигли определенных успехов, но только американские астронавты добрались до Луны. Имеющая в своем сердце политические мотивы программа освоения спутника была мимолетной и быстро угасла, на десятилетия остановив границу проникновения человека в космос в тонком слое пространства около Земли. Не сумев договориться о совместном освоении Луны, две сверхдержавы понесли значительные траты, но в итоге остановили полеты на Луну, потеряв большую часть наработанного задела по космической технике. И если США хотя бы получили политические дивиденды, то в СССР засекретили свою попытку отправить людей на спутник и уничтожили ракеты Н1.
Политические амбиции и сейчас являются главными мотивами принятия решений по очень дорогостоящим направлениям деятельности людей, но начать лунную гонку в XXI веке — значит, повторить ошибку начала космической эры. Вполне очевидный разумный подход подсказывает, что Луна, с одной стороны, нам необходима как самый доступный плацдарм для создания внеземной промышленности, если человечество решится стать космической цивилизацией, а с другой — потребует огромного количества ресурсов, которое непосильно одному государству даже если его экономика находится на уровне мировых лидеров.
Поэтому в третьем десятилетии XXI века наметился процесс совместного движения к Луне. Представители космических агентств разных стран объединились в международную экспертную группу The International Space Exploration Coordination Group, цель которой — объединить в единую дорожную карту разработки и космические программы партнеров. Подготовленный и регулярно обновляемый публичный отчет не является указанием к действию, но за счет полноты охвата позволяет всем заинтересованным сторонам понять, куда двигаться и с кем сотрудничать, чтобы сделать свой вклад в будущее человечества на Луне. Сейчас в группу входят 26 космических агентств и организаций.
К сожалению, до полного единства еще далеко: представленные в ISECG Россия и Китай действуют достаточно автономно в своих лунных программах.
Возвращение
Мировые усилия по освоению Луны сейчас складываются вокруг американской программы «Артемида», предназначенной для возвращения людей на Луну. Параллельно в США проектируется окололунная посещаемая орбитальная станция Gateway, основная кооперация по этой программе соответствует партнерам по Международной космической станции, за исключением России.
В 2017 между NASA и Роскосмосом было подписано совместное заявление о сотрудничестве в области исследования и освоения дальнего космоса и создания окололунной станции Gateway. Планировалось, что Россия изготовит для орбитальной станции шлюзовой модуль для выходов астронавтов в открытый космос, оснащенный стыковочным узлом для американского корабля «Орион» и российского — «Федерация». Но к 2020 году переговоры зашли в тупик.
При этом Россия, как и Китай, отказалась подписывать межгосударственное соглашение, устанавливающее принципы использования и изучения Луны среди партнеров по программе «Артемида». Этот документ — альтернатива пятому из основных международных космических законов, Соглашению о деятельности государств на Луне и других небесных телах, принятому резолюцией 34/68 Генеральной Ассамблеи ООН от 5 декабря 1979 года. У соглашения, подготовленного Комитетом по использованию космического пространства в мирных целях ООН, оказалась тяжелая судьба. Его подписало всего 22 страны без участия основных космических игроков (США, Китая и России). Долгая юридическая неопределенность была одним из индикаторов неготовности человечества вновь отправиться на Луну, и соглашение «Артемиды» стало важным этапом на этом пути. Разработанные в США принципы по освоению Луны, подписанные странами, непосредственно участвующими в космической деятельности, будут предложены для обсуждения в ООН.
Единственные две страны, способные долететь до Луны, но не вошедшие в проект, который предложили американцы, — Китай и Россия — в итоге подписали меморандум о сотрудничестве в работе на Луне и на ее орбите. Этот документ не предусматривает активных действий, но может стать первым шагом к совместным проектам. 24 ноября 2020 года Китай призвал другие страны присоединяться к нему для совместной работы по исследованию Луны.
И хотя мир с точки зрения будущего освоения Луны условно разделился на две основные группы: в одной США и их партнеры, в другой Китай с Россией, — этот процесс нельзя назвать космической гонкой, так как американская лунная программа уже далеко впереди, и ее можно только догонять.
Разобравшись с намерениями стран, попробуем заглянуть в будущее освоения Луны.
Пути к освоению
Партнеры по ISECG выделяют три основных концептуальных фазы действий, которые помогут человечеству в этот раз не просто вернуться на Луну, а закрепиться там навсегда.
Первая фаза: дополнительная разведка автоматическими станциями и серия высадок на Луну людей и робототехнических средств поддержки для отработки необходимых технологий.
Вторая фаза: Создание первой научной обитаемой базы, расширение мобильности с помощью герметичных колесных вездеходов, продолжение разведки лунных ресурсов и начало создания промышленной инфраструктуры за счет стабильного грузопотока с Земли.
Третья фаза: учитывая, что финансирование государств по освоению Луны ограничено, в завершающей фазе необходимо подготовить всю необходимую инфраструктуру для коммерческой деятельности на Луне, чтобы обеспечить устойчивое развитие лунных поселений и промышленности через экономику.
С технической точки зрения первым и важнейшим шагом для этого является создание транспортной системы: сверхтяжелых и тяжелых ракет-носителей, пилотируемых космических кораблей и лунных посадочных модулей для людей, грузов и модулей будущих лунных баз.
На сегодня подобные транспортные системы разрабатываются в двух странах: в США и Китае. В Америке создается две альтернативных системы: одноразовая ракета-носитель Space Launch System с кораблем «Орион» и коммерческим лунным модулем, а также сверхтяжелая ракета, космический корабль и посадочный модуль: три в одном — многоразовый Starship компании SpaceX. Кроме того, у компании SpaceX есть две ракеты-носителя Falcon 9 и Falcon Heavy, которые будут использоваться для доставки грузов к Луне.
В Китае создаются сверхтяжелая ракета-носитель «Чанчжэн-9» («Великий поход — 9»), пилотируемый корабль и лунный модуль.
Эти транспортные системы позволят американцам доставить своих астронавтов на Луну во второй половине двадцатых годов, а китайцам — к 2030 году. Но подобные космические миссии будут лишь только повторением прилунений во время программы «Аполлон». Что же дальше?
В 70–80-е годы в США и СССР прорабатывались различные варианты обитаемых баз на Луне, но потеря интереса к вопросу освоения нашего спутника на многие годы закрыла работы по этой теме. С одной стороны, у специалистов по Луне уже было много данных для обработки, с другой — при ограниченном финансировании на космическую науку выбирались цели с большей научной новизной: автоматические станции к другим планетам Солнечной системы и орбитальные телескопы. А все предложения по созданию пилотируемых баз на Луне не вызывали воодушевления у правительств из-за высокой стоимости и неочевидности какой-либо отдачи.
Обитаемые базы
Лишь в начале XXI века специалисты вернулись к вопросу планирования строительства на Луне. В 2011 году в головной организации России по пилотируемой космонавтике — РКК «Энергия» им. С. П. Королева — была издана книга «Луна — шаг к технологиям освоения Солнечной системы», которая суммировала все проработки прошлого века. В этом издании описано фактически все, что может успеть сделать человечество на Луне за XXI век.
В начале, после разведки автоматическими станциями и серии высадок людей на Луну, логично строить научную посещаемую базу первого этапа. Например, Россия и Китай рассматривают для этого в первую очередь Южный полюс Луны, где в грунте и в кратерах есть относительно большие запасы воды в виде льда. Скорее всего, США с партнерами при выборе места первой базы также будут рассматривать кратеры с большим содержанием льда в постоянно затененных частях.
Первые обитаемые базы будут состоять из состыкованных герметичных модулей, по своей конструкции близким к тем, что используются для орбитальных станций. Для защиты людей от радиации и микрометеоритов планируется над модулями делать арки с засыпкой реголитом слоем 2–3 метра либо, при наличии строительной техники, делать дополнительные траншеи для размещения в них модулей. Электропитание будет осуществляться от солнечных батарей и небольшого ядерного реактора. Задачи первых баз будут научными и ремонтными: кроме сбора геологических проб, астронавты будут монтировать и дооснащать астрофизическое оборудование. Для передвижения на большие расстояния будет использоваться лунный транспорт с герметичными кабинами. Такие вездеходы разрабатываются в США и Японии (Toyota). Лунные базы первого этапа будут полностью зависеть от поставок с Земли даже при наличии привычных уже для космических станций технических систем регенерации воды и воздуха из продуктов жизнедеятельности людей.
План международной группы ISECG до 2035 года как раз рассматривает начало создания первой такой базы с небольшим экипажем.
Лунные базы второго этапа будут больше, но элементно близкими к устройству первых станций. Главное отличие — это внедрение замкнутых биорегенеративных систем жизнеобеспечения, где для переработки отходов человека будут использоваться водоросли, а для получения свежей пищи — высшие растения. Подобные системы отрабатывались в СССР в эксперименте БИОС-3, и эта тема актуальна сейчас в Китае в серии экспериментов «Юэгун-1» (Лунный дворец).
Экипаж такой базы будет уже больше, так как его задачи будут расширены созданием промышленной и технологической инфраструктуры. Здесь можно ожидать начала производства топлива из местных ресурсов, чтобы заправлять взлетно-посадочные аппараты. По расчетам специалистов, на это потребуется 30–40 лет от начала строительства на Луне.
Третий этап строительства уже больше похож на фантастику и рассматривается архитекторами и инженерами больше концептуально. По первым планам, это будут крупные поселения-базы в кратерах, так как их стенки будут частично защищать от радиации и астероидов. Кроме того, исследования показали, что размещение жилой зоны в кратере психологически более комфортно, чем на открытой местности. При этом у обитателей базы будет возможность видеть поверхность и выходить в скафандрах наружу.
Вероятно, будут выбираться кратеры и рядом с лавовыми трубками, где возможно размещение складов и производственных помещений. Но вот жилые отсеки, по мнению российских специалистов, не стоит располагать в тоннелях лавовых трубок из-за сложности эвакуации в случае аварий и психологического дискомфорта обитания там.
На этом этапе произойдет переход к развитому производству из местных полезных ископаемых и к самообеспечению лунных поселений, где будут уже десятки и сотни исследователей, ученых, инженеров и врачей. Из-за низкой гравитации все специалисты будут работать вахтовым методом, как сейчас зимовщики в Антарктиде, возвращаясь на Землю через 1–2 года.
Наступит момент, когда космодромы рядом с базами и окололунные станции станут служить не только для обеспечения грузопотока «Земля — Луна», но и для полетов к другим телам Солнечной системы.
И вновь, к сожалению, до создания поселений третьего этапа пройдет 50–70 лет от начала работ по освоению Луны.
Сейчас в США формируется профессия космического архитектора, появляются компании, цель которых в разработке концептов интерьеров обитаемых объемов орбитальных станций и городов, лунных и марсианских баз, больших межпланетных кораблей. Во время длительных полетов или вахт на других планетах в замкнутом пространстве или на безжизненных просторах Луны и Марса очень большую роль будет играть эргономичность и дизайн внутренних помещений и вездеходов. Исследования и тщательная проработка этих вопросов, учитывающая особенности гравитации, поможет поддерживать комфортную жизнь экипажей в сложных условиях изоляции и одиночества.
Седьмой континент
Ускорить космическое будущее можно несколькими путями. Во-первых, снизить стоимость доставки грузов на Луну. Для этого американская компания SpaceX разрабатывает многоразовую транспортную систему Starship, а в России ведутся работы по созданию многоразового ядерного электроракетного буксира, который будет забирать грузы на низкой околоземной орбите и доставлять на окололунную орбиту. По оценке российских специалистов, при использовании буксира удельная стоимость доставки килограмма груза на поверхность Луны снизилась бы в 2–4 раза.
Во-вторых снизить общечеловеческие затраты на освоение Луны можно специализацией по разработкам, когда, в отличие от 60-х годов прошлого века, каждая страна делает то, что у нее лучше получается и на что есть средства. Сейчас такой подход можно видеть на примере программы «Артемида» и окололунной орбитальной станции Gateway. Европа строит сервисные модули для американских пилотируемых кораблей «Орион» и участвует в создании модулей станции и лунных посадочных модулей. Кроме того, европейцы разрабатывают технологии по 3D-печати из местных материалов на Луне и собираются отправить на спутник автоматические станции для изучения лавовых трубок. Япония создает удобный колесный транспорт для перемещения по Луне астронавтов и грузовой корабль для полетов к Gateway. Канада сделает роботизированный манипулятор для окололунной станции.
Чем раньше Луна превратится в полигон для всемирного сотрудничества, тем раньше она станет важным форпостом человечества и технологической базой для освоения Солнечной системы. И тогда сбудется мечта одного из соратников Сергея Павловича Королёва — Бориса Евсеевича Чертока: Луна превратится в седьмой континент Земли.
8