Есть ли в России перспективы у небольших коллективов, мечтающих о работе в коммерческом космосе? Поддерживает ли государство частную инициативу в этой сфере? Какие тернии находятся на пути к звездам у энтузиастов космической отрасли? Об этом мы говорили с популяризатором космонавтики, основателем сообщества «Открытый космос», сооснователем компании «Орбитальный экспресс», блогером Zelenyikot Виталием Егоровым.
Год назад российское правительство приняло постановление № 298 «О лицензировании космической деятельности», подготовленное ГК «Роскосмос» совместно с Кластером космических технологий и телекоммуникаций Фонда «Сколково». Энтузиасты частной космонавтики сочли его одним из первых шагов государства в направлении дерегулирования космической отрасли. Этим постановлением правительство отменило военную приемку для частных компаний, не работающих с военными технологиями, и освободило их от лицензирования на этапе научно-исследовательской разработки.
Это заметно упростило жизнь стартапам, занятым разработкой космических аппаратов. С сооснователем одного из них, компании «Орбитальный Экспресс», блогером Zelenyikot Виталием Егоровым мы обсудили сегодняшние возможности частной космической инициативы на родине Циолковского и Королева. Сейчас компания занимается созданием сверхмалого разгонного блока — легкого космического аппарата с большой двигательной установкой, на который устанавливается дополнительная полезная нагрузка.
«Изначально мы, группа энтузиастов и инженеров космической отрасли, сплотились вокруг идеи запуска малого космического аппарата к Луне. Мы хотим поставить на него телескоп, чтобы снять следы американских астронавтов. Но не потому, что мы не верим, что они там были и хотим кого-то разоблачить. А потому, что на сегодня единственная фотография, на которой видны натоптанные вокруг лунных модулей тропинки и сами эти модули, – американская. Под эту задачу проектируется космический аппарат с возможностями съемки поверхности Луны с разрешением до 25 сантиметров. Таков размер следа человека, и это в два раза лучше среднего разрешения, которое дает LRO (Lunar Reconnaissance Orbiter, NASA)» — рассказывает Виталий Егоров.
Тем не менее, задача сфотографировать следы интересна, прежде всего, с общественной точки зрения, поскольку в публичной сфере до сих пор есть дискуссия о том, действительно ли американские астронавты побывали на Луне. Теме фотофиксации следов астронавтов обеспечен высокий общественный интерес по всему миру.
Есть и научный интерес к такой кампании. Например, лаборатории внеземных территорий МИИГАиК, которая занимается исследованием поверхностей планет, требуются снимки высокого качества. Пока лаборатория пользуется иностранными: LRO на Луне, MRO (Mars Reconnaissance Orbiter) на Марсе. К тому же космический телескоп на орбите Луны с возможностью рассмотреть следы человека можно использовать для поиска возможных мест посадки корабля «Орёл» или аппарата «Луна-27».
«Под эту задачу планировалось привлечь около 10 млн долларов. Однако в компанию, которая не имеет большой истории успехов, никто не торопится вкладывать такие суммы. Поэтому на Луну пока ничего не полетело. И тогда пришло понимание того, что надо конструкцию этого космического аппарата, которой мы посвятили несколько лет, использовать для коммерческих целей. В этом случае нам нужен инвестор, который бы вложил деньги не для того, чтобы просто потратить их на космос, а для того, чтобы заработать. Из этой идеи и вырос проект «Орбитальный экспресс» — частная компания, которая разрабатывает сверхмалый разгонный блок. Наш слоган: „Служба доставки в ближней Солнечной системе“», — продолжает Виталий Егоров.
Для низкой околоземной орбиты потребность в таких системах есть. На Западе уже существуют несколько конкурирующих проектов: «Фотон» от Rocketlab, Momentus, над которым работает Михаил Кокорич в Америке, европейский проект DeOrbit. Всё это сверхмалые разгонные блоки — космические аппараты массой до 100 килограммов с двигательной установкой, обеспечивающей дополнительной полезной нагрузке «доставку последней мили». Ракета отделяет основной аппарат, а сверхмалый разгонный блок уже либо доводит до нужной высоты и нужного наклонения орбиты, либо распределяет по орбите спутники один за другим на равном расстоянии для построения группировки. Это отлично подходит для низкой околоземной орбиты. Но при этом сохраняется возможность, если в разгонный блок долить побольше гидразина, получить отлётную скорость (вторую космическую), направив аппарат в сторону Луны, Марса или Венеры. А уже выход непосредственно на целевую орбиту у планеты или у Луны может осуществляться за счет своей двигательной установки.
Заказчику выведение на орбиту будет стоить порядка 25-45 тысяч долларов за килограмм — это совпадает с расценками запуска на легкой ракете типа Rocket Lab. Запуски предполагаются ракетами «Роскосмоса» попутно с какой-либо другой полезной нагрузкой. Команда «Орбитального экспресса» собирает разгонный блок с полезной нагрузкой, а в НПО Лавочкина его устанавливают на ракету и отправляют на Байконур или Восточный.
«Сами мы будем заниматься сборкой и маркетинговой деятельностью по продаже мест на этом разгонном блоке. Мы стараемся использовать все, что было создано до нас, – ракетные двигатели (КБ «Факел»), топливные баки (НИИМАШ, Нижняя Салда). Комплектующие предполагаются прежде всего российского происхождения: 50-60% необходимых нам комплектующих производятся на предприятиях «Роскосмоса». Чтобы заработать себе имя в космических кругах, мы решили начать с маленького CubSat. Стали резидентами фонда «Сколково». Начали совместную работу с компанией «Спутникс», которая уже делает платформы для CubSat. У них есть солнечные батареи, бортовой комплекс управления, магнитные катушки для выполнения грубой ориентации и два пустых куба для полезной нагрузки по бокам. Мы набираем полезную нагрузку в эти кубы и запускаем, ведя дальнейшую эксплуатацию на орбите» — говорит Виталий Егоров.
На сверхмалый разгонный блок можно поставить солнечные батареи, и тогда срок его активного существования достигнет 3-5 лет. Это открывает возможность ставить на борт аппарата чужую полезную нагрузку, не интегрированную в спутник, и работать с ней несколько лет. В этом есть перспективы фундаментальных исследований, возможность сотрудничества с образовательной программой. Команда «Орбитального экспресса» рассматривает даже возможность проведения на борту биологических экспериментов на клеточных культурах. Конечно, робот не может полностью заменить человека в космосе. Но запустить спутник дешевле и быстрее, и на нем можно отрабатывать некоторые эксперименты, которые предполагается проводить на МКС. Ведь для экспериментов на МКС необходимо проходить сложную процедуру согласования, обусловленную безопасностью людей, и требования к экспериментам там гораздо строже.
Виталий Егоров, сооснователь компании «Орбитальный Экспресс», блогер Zelenyikot
Моя мечта – это маленькая частная JPL (Jet Production Laboratory, которая управляет «Хабблом», делала «Кеплер», марсоходы Curiosity и Perseverance, вела почти всю марсианскую программу NASA). Такой маленький частный свечной заводик, который свои свечки запускает на Луну, Марс и другие планеты Солнечной системы. Сейчас мы делаем всё возможное, чтобы это реализовать у себя. Среди нас есть инженеры, конструкторы, руководители космических проектов с большим опытом.