ФАКИ выпускает не только космонавтов, но и талантливых популяризаторов науки. Этот блогер-миллионник начинал актерскую карьеру еще со сборной КВН МФТИ, а сейчас объясняет, опасны ли вышки 5G и взрослым, и детям. Как на выбор учебы повлияли ЗФТШ и самолеты, сложно ли самому писать сценарии, как начать карьеру в научных коммуникациях и причём тут Дудь и Парфёнов — читайте в интервью физика, блогера и физтеха Дмитрия Побединского.
— Как Вы поняли, что физика — это то, чем бы Вы хотели заниматься, а Физтех — Ваше место учебы?
— В школе я всегда интересовался именно естественными науками, начиная ещё с третьего класса. Когда в седьмом классе появилась физика, я поступил в ЗФТШ. И мне очень нравилось, хотя учеба там давалась сложно. Я участвовал в школьных, городских олимпиадах по физике, математике, пФАКо программированию. И этот спортивный интерес меня подстегивал. А когда в 11 классе встал вопрос, куда поступать, сомнений не было. Еще к нам приезжали ребята с Физтеха проводить олимпиаду — серьезные студенты в пальто нас впечатляли — никто другой такого не проводил у нас. Именно Физтех запускал свои корни в старшие и даже средние классы — о нем я знал и стремился туда. Другого выбора вообще не было.
— А где Вы научились артистичности, умению говорить на камеру?
— Физтех дал и soft skills. Сначала были первокурсные КВН, где играли ребята в формате «факультет против факультета». Поступив на первый курс, я тоже оказался среди них. А уже на втором году обучения я стал куратором первокурсников — и у меня была возможность играть в КВН целых два года. Ещё на меня очень повлиял стэм «ЭТО ТьМА» (Экспериментальное творческое объединение театр миниатюр аэрофизиков). Мы собирались часто, и я участвовал в каждом концерте, до шестого курса. С друзьями мы также ходили в студию к Дамире Гареевой на курс постановки голоса. Он был небольшой, мы репетировали сценическую речь. Эта же студия ставила множество спектаклей, концертов — и я очень часто заходил смотреть репетиции и представления, хотя активное участие не принимал. Я интересовался этой сферой.
— Как вы стали блогером?
— Во время учебы я стал подрабатывать репетитором по физике, понял, что мне нравится объяснять, преподавать, готовить ребят к ЕГЭ. А потом это вылилось в то, что я стал популяризировать науку. И это то, что мне нравится. Сейчас я не веду никаких научных проектов или исследований, поэтому в первую очередь я блогер.
— Что для Вас успех?
Успех — это когда не успеваешь отвечать на входящие предложения на почте.
— Когда Вы поняли, что Вы успешный блогер?
Возможно, еще не понял.
— Есть ли блогеры Youtube, которых вы считаете авторитетами?
Если говорить о том, на кого я равняюсь, это деятели Youtube – зарубежные блогеры-популяризаторы науки, например, Майкл Стивенс. А среди моих российских коллег по цеху нет ребят с профильным образованием (на логеров ведь сейчас нигде не учат). В основном популяризаторы — это или технари, или ребята без образования, и только часть из нас как-то связана с театром, журналистикой. Поэтому мне интересно смотреть российских блогеров с профессиональным журналистским образованием – Пивоварова, Дудя, Парфенова. Это не популяризация науки, но в каком-то смысле это просвещение, и довольно качественное.
— В чем Вы черпаете вдохновение?
Всегда по-разному: в книгах, фильмах, статьях, новостях. Я стараюсь максимально окунуться в инфополе, связанное с чем-то интересным, находить интересные инфоповоды. Недавно узнал прикольный факт: оказывается, фоновая радиация может влиять на компьютерную память и менять «1» на «0». Это называется single-event upset, в рускоязычной терминологии нарушение единичного события. И на одних из выборов из-за нее другому кандидату дали лишние 4096 голосов, круто же? Такие цепляющие штуки я вылавливаю, и они впечатляют. А потом я стараюсь их как-то вставлять в выпуски или делать отдельные видео по теме.
— Что бы Вы посоветовали тем, кто хочется заняться популяризацией науки?
Первое, что могу посоветовать – начинать делать сразу, не откладывать в долгий ящик. Сейчас вариантов очень много, хоть в TikTok или Clubhouse. Какие-то идеи брать у других, это нормально, просто их творчески переосмысливать, по-своему подавать. TikTok показал, что это у нас тоже приемлемо.
— Вы полностью сами работаете над видео или Вам помогает команда?
Сейчас мне помогают только с техническими моментами, потому что с написанием сценария оказалось сложнее. Я пробовал работать с парой людей, но тяжело найти человека, который думает плюс-минус так же, как и ты, а это очень важно в такой работе. Поэтому я сам ищу идеи, пишу сценарий, редактирую.
— В какой момент стало ясно, что блогерство — это не увлечение, а постоянное занятие?
Мне было понятно практически сразу. Когда я начал этим заниматься, YouTube уже был крупной перспективной площадкой. Так что понимал, тут можно серьезные дела делать.
— Как Вам удается делать всё самому?
У меня рецепт — давать себе возможность отдохнуть. Часто случается, что профессионалы не замечают опасности, которая может подстерегать. Например, самоуверенные парашютисты могут не чувствовать страха, и все равно даже опытные разбиваются. То же самое, думаю, с интеллектуальной работой — делаешь, делаешь, делаешь, а потом бац… Нужно просто помнить, что выгорание может быть и это нормально — это уже половина успеха. А вторая половина — это, наверное, позволить себе не нагонять упущенное.
— Как популяризатору науки, Вам сложнее подавать информацию взрослым или детям?
Я стараюсь ориентироваться на взрослых, а более молодые уже подтягиваются. Потому что если ориентироваться на детский контент – такие проекты есть, с простенькими экспериментами – то аудитория узкая: начальные и средние классы. А в моем случае могут смотреть и взрослые, и школьники. Последние, может, будут не до конца понимать, но если будет хоть как-то интересно, хоть сколько-то процентов они поймут, то уже хорошо. Но ребят нужно увлекать не только полезной информацией, но и каким-то экшеном.
— И для такого экшена Вы создали конструктор для собственных экспериментов?
Это было так: у всех блогеров есть какие-то брендированные коробочки, которые можно приобрести. Сделал такой набор и Майкл Стивенс (Vsauce), называется curiosity box. Это подборки уже готовых интересных гаджетов, вроде гироскопов, калейдоскопов, лабиринтиков, фонариков и иллюстрации интересных физических опытов, которые они рассылают каждый месяц. Я хотел сделать что-то подобное, но я пошел дальше и сделал конструктор, из которого можно собрать эксперимент или гаджет. Это такой набор для научного творчества из деталей с инструкцией, для факультативного ознакомления с физикой. Я помню, что в школе на уроках физики мы проводили какие-то эксперименты, но достаточно простые, и многие показывал преподаватель. А чтобы увлечь физикой, нужно дать возможность делать эксперименты самостоятельно. И даже в 2021 году этого не хватает. Средства на проект я собрал через краудфандинг, проект Boomstarter. Нужная сумма довольно быстро набралась, и мы стали поставлять такие конструкторы. Но мне нравится больше креативный процесс, чем все, связанное с закупками и продажами, поэтому я делегировал эти задачи.
— Получается, Вы больше за то, чтобы учить физику на практике, чем в теории?
Нет, ну почему, если говорить именно о школьной физике и о том, как ее воспринимает подрастающее поколение, то им её нужно руками делать, чтобы было какое-то тактильное восприятие. А если говорить уже о взрослых, то им может быть уже менее интересно что-то поделать руками, а больше интересно удариться в какую-то философию, в размышления и практическую составляющую: отравляет ли воду микроволновка и опасны ли вышки 5G. Разным возрастам интересно разное, поэтому приходится как-то лавировать.
— Среди Ваших роликов какие у Вас самые любимые?
Мне нравится про радиацию, где мы в бункере снимали. Еще про радиоволны. И ошибки статистики.
— Скоро юбилей первого полета человека в космос, а судя по Вашему каналу — это важная тема для Вас. Как интерес к космосу повлиял на Вас?
Я увлекался самолетами, и хотел поступать на ФАЛТ, который находится в Жуковском, где много базовых кафедр этого факультета. А потом, когда я приехал поступать, ребята из моей школы были на ФАКИ в Долгопрудном, сказали: «Зачем туда поступать, будешь отдельно, никакой студенческой движухи нет, давай лучше к нам. У нас тоже интересно: космос». А космос мне тоже нравился, поэтому я поменял свое решение. И с 5 курса я стал специализироваться на дистанционном зондировании атмосферы, диплом «Исследование влияния параметров атмосферной коррекции гиперспектральных изображений на спектральные признаки объектов подстилающей поверхности». Это мне нравилось, правда это была сугубо теоретическая работа. У нас планировались какие-то выезды «в поле» – гиперспектральный прибор устанавливали на АН-2, с воздуха снимали и анализировали эти снимки. Так что мое поступление на ФАКИ полностью было связано с космической, точнее геокосмической, тематикой.
— Тогда спрошу Вас как как эксперта по космосу: что Вам кажется наиболее актуальным в космологии на 2021 год?
Мне кажется, исследование экзопланет. Как минимум это интересно, а вообще у нас и так восемь планет, не особо много. А больше разновидностей – больше данных для исследований. Еще мне кажется, гравитационная астрономия. И стоит многое ожидать от нейтринной астрономии – недавно заработал нейтринный телескоп на Байкале.
— А запуск Space X – это начало новой эпохи, как полет Гагарина?
Точно можно будет сказать через какое-то время, громких высказываний сейчас не стоит делать, хотя и хочется. Я думаю, что когда они долетят до Луны, тогда уже можно будет сказать «да». Но и сейчас уже это важно – они удешевляют стоимость запусков. Я несколько лет назад понял, что развитие космонавтики должно происходить не в даль – на Марс, Юпитер, а в сторону удешевления. И как раз Илон Маск этим и занимается, и считаю, он в правильном направлении движется. Хотя у него очевидно какие-то свои цели, нежели чем, условно, у Роскосмоса.
— Какой у Вас любимый фильм про космос? И какой кажется самым абсурдным?
«Космическая Одиссея 2001». «Гравитация» красиво снята, но есть моменты, когда хочется скрежетать зубами, потому что такого быть не может механически. Это, по-моему, можно на лекциях показывать – ребята, это не так. И, наверное, такое преподавание было бы очень интересным. «Интерстеллар» хороший фильм до пересечения горизонта событий, там уже начинается фантазия, а сам по себе фильм крутой. Ещё мне нравится «Контакт» и «Изгой-один», из всех «Звездных воин».
— Что бы Вы пожелали нынешним физтехам?
Стипендий побольше, матпомощь почаще. А из нематериального: чтобы как можно быстрее каждый нашел то, что ему нравится и то, чем он готов заниматься всю жизнь – некое призвание. У физтехов для этого есть очень большой потенциал, очень большие возможности – это такой бренд, которым нужно пользоваться, он открывает многие двери. И пожелать нужно, чтобы ребята по-настоящему осознавали силу этого слова и не упустили свой шанс этим воспользоваться. На Физтех просто так не поступают: это всегда люди, у которых что-то в голове повернуто, в какую-то правильную сторону. И если физтеха погрузить в физраствор, то тогда он точно прорастет. Желаю, чтобы у всех все проросло!